Сериал "Клипот" — психологический триллер про "золотую молодежь" — вышел в онлайн-кинотеатре Premier. Сюжет четырехсерийного фильма вкратце таков: в небольшой город Покров после учебы за границей возвращается красавец и ловелас Антон Раевский. При взгляде на него вспоминаешь молодых людей, которые мечтали изменить Россию в XVIII и XIX веках, — настолько универсален герой.
В это время размеренная жизнь горожан неожиданно прерывается сообщением о бомбе, заложенной в Центре современного искусства, который построили на месте Хлебозавода. За подготовкой акции стоит таинственная молодежная организация "Клипот", участников которой арестовывают.
Видео дня
Странное слово "Клипот" взято создателями из учения Каббалы. Если коротко — злые демонические сущности, окружающие нечто святое. И с первых же минут сериала зрители видят, как взаимодействуют низкое и высокое, святость и грех. Раевский случайно знакомится с молодой монахиней…
"Клипот" — история о том, какими могут вырасти дети, которые родились с золотой ложкой во рту. В группу молодых людей, которых арестовывают по подозрению в экстремизме, входят художница, выпускник Стэнфорда, админ оппозиционного телеграм-канала, дочь губернатора, фемактивистка и анархист. Они отказались от общепринятых ценностей, устраивали провокации и шантажировали чиновников и руководство города. В глазах общественности они — мятежники и нарушители порядка, а в своих собственных — борцы за прекрасный мир будущего. Причем у них есть родители, родные, которые их оберегают и любят. Но они выбрали для себя в жизни другой путь.
Первые зрители уже успели сравнить сериал с "Бесами". Создатели не отрицают, что "Бесами" вдохновлялись и от них отталкивались, снимая фильм о взрослых, свернувших с истинного пути в угоду выгоде, и молодых людях, которым все дозволено.
Сериал поддержан Институтом развития интернета, и его также сравнивают со "Словом пацана" — тем более что снимались оба проекта в Ярославле. Только "Клипот" раньше.
"Мы начали писать сценарий в 2019 году, когда мир был другим. В процессе хотели переделать сценарий под современные реалии, но отказались: мы хотим говорить про вечные вещи, которые существуют вне зависимости от внешних обстоятельств, — говорит сценарист Дмитрий Петровский. — Какими вырастут дети, у которых есть все, о чем только можно мечтать, кроме любви? И какой мир они захотят построить, если у них будет такая возможность? Наша история — об этом. Героям предстоит разобраться в себе и понять, что действительно важно, а что нет, и что отказ от "вечных ценностей", над которыми они смеются, ведет к безумию и трагичным последствиям".
При просмотре "Клипота" также напрашивается сравнение с таким сериалом, как "Союз Спасения. Время гнева". Ничего, что во втором случае рассказывается история декабристов. Эпохи — разные, золотая молодежь — одна. И там, и там — затевает переворот. Что случилось с декабристами — вы знаете. Что случилось с героями "Клипота" — рассказывать не будем. Лучше посмотреть.
Дословно
Марина Юденич, писатель, журналист:
Клипот — это бес. Если дословно и по Каббале, то богопротивная демоническая сила. По-русски коротко — бес.
И тут, конечно же, немедленно возникает тень Федора Михайловича. Совершенно обоснованно возникает, надо сказать. Фильм, как я понимаю, снят и по "Бесам" тоже, авторы вплели их в канву событий, которые еще недавно были если не на первых полосах газет, то в топе Телеги уж точно. Ну или наложили как кальку на хронику тех самых событий. И все совпало.
В этом кино странным образом смешались Достоевский, каббала и дело "Сети", хотя создатели говорили, что в чистом виде — это ничто из названного и даже не парафраз. И не надо искать прямых параллелей. Но на премьере говорили о том, что параллели и аналогии возникают неизбежно…
Но главное, что вынесла я именно после долгого разговора (прежде всего со сценаристами Ольгой Шведовой и Дмитрием Петровским), — это надежда. Потому что клипот — это всего лишь черная скорлупа, оболочка, которая пытается рассеять божественный свет. Одно только замечание на полях. Я с годами — а вернее, с годами, прожитыми в нашей новейшей истории, — все больше боюсь Достоевского. Его мрачная хтонь как-то вдруг неожиданно и очень ощутимо проступает в современных реалиях. И что с ней делать, непонятно, как, собственно, непонятно было и ему.
А бесам нельзя давать волю.