Слова, которые называют того, к кому мы обращаемся с речью: «Маша, налей-ка чайку».
Обращения – это слова, с помощью которых мы называем тех, к кому хотим обратиться. Без них мы не могли бы адресовать свое высказывание конкретному человеку. Например: «Антон, покорми хомячка» – понятно, что сказано это именно Антону, а не кому-либо еще. «Молодой человек в красной куртке, подойдите, пожалуйста сюда». Обращение тут – «молодой человек в красной куртке».
Обращения не бывают членами предложения
Их в предложении не надо вообще никак подчеркивать. Они не члены предложения, потому что к ним ни от каких других слов невозможно задать вопрос. Например: «Мама, я устал делать эти уроки». Как задать вопрос к слову «мама»? Никак.
Дети в школе часто допускают ошибку, выделяя обращение как подлежащее. Этого делать нельзя.
Чем обращение отличается от подлежащего
Смотрите, подлежащее называет того, о ком говорится в предложении. А обращение – того, к кому мы обращаемся с речью. Это не одно и то же.
«Дети решают задачу». О ком говорится? О детях. Это подлежащее. От подлежащего можно легко задать вопрос к сказуемому: дети (что делают?) решают.
Можно проверить себя еще и так. К подлежащему можно задать вопрос от сказуемого, например: решают задачу (кто?) дети.
«Дети, решайте задачу!» – в этом предложении НЕ говорится о детях. К детям кто-то ОБРАЩАЕТСЯ, чтобы донести до них какую-то мысль, побудить их к действию. Нельзя задать вопрос ни от обращения к сказуемому, ни от сказуемого к обращению. Нельзя сказать: «решайте задачу (кто?) дети».
Проще всего отличить обращение от подлежащего просто по интонации. Когда вы к кому-то обращаетесь, вы используете звательную интонацию, зовете кого-то, чтобы он обратил на вас внимание и услышал вас: «Барсик, не мурлычь».
Может ли быть обращение и подлежащее в одном предложении
Обычно в предложении есть либо подлежащее, либо обращение. Но бывает так, что есть и то, и другое. Смотрите: «Перестань ты, дорога, звать меня в путь». Тут есть подлежащее «ты» и обращение «дорога».
Если из-за наличия обращения у вас нет подлежащего, то предложение будет односоставным. У меня уже выходила статья про четыре типа односоставных конструкций, пробегитесь по ней глазами, чтобы сразу в них разобраться.
Как выделять обращения на письме
Запятыми с обеих сторон. Обращения могут стоять в любой части вашего предложения, вы должны выделять их запятыми в любом случае, где бы они ни стояли:
- Таня, сколько тебе лет?
- Скажи-ка, Таня, сколько тебе лет?
- Сколько тебе лет, Таня?
Что еще надо знать
Обращения – это один из пяти осложнителей предложения. Когда вы делаете синтаксический разбор простого предложения и доходите до пункта «Осложненное или неосложненное», вы должны сказать: «Осложнено обращением».
О других четырех осложнителях, которые вам обязательно надо знать, прочитайте в статье про осложненное предложение.
И еще я вас сразу направлю на свою статью о сложном предложении, потому что это не одно и то же.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я постараюсь выписать всю школьную программу русского языка, потом другие авторы будут писать статьи по остальным предметам. Когда подпишетесь, я буду раз в неделю высылать вам лучшие статьи рубрики и ссылки на новые публикации. Отписаться можно в любой момент.
Рекомендую вам посмотреть три подборки с курсами русского языка. Они помогают готовиться к экзаменам и ВПР. В каждой подборке кроме платных материалов я даю ссылки на хорошие бесплатные справочники и пособия – их можно качать прямо из статьи.
- Подготовка к ВПР.
- Курсы подготовки к ОГЭ.
- Курсы подготовки к ЕГЭ.
Еще одна полезность. Посмотрите мое видео о том, как надо объяснять орфограммы. Я его продвигаю почти во всех статьях, потому что так, как я показываю, надо объяснять орфограммы с 5 по 9 класс. И репетиторы в таком случае будут не нужны. В ролике 3 минуты и 37 секунд, не поленитесь и посмотрите.
Всё, больше не спамлю.
Под статьей есть форма для комментариев, напишите в ней, пожалуйста, ваше мнение о материале. Понравился ли вам текст, сумел ли я объяснить вам, что такое обращение, легко ли было воспринимать информацию.
Спасибо.