В нем две или более грамматических основ, от одной можно задать вопрос к другим.
Сложноподчиненное предложение – это, в первую очередь, сложное предложение, то есть в нем две грамматические основы или еще больше. «Подчиненное» означает, что есть одна главная грамматическая основа, которой подчиняются остальные. Давайте разбираться.
Как понять, что предложение сложноподчиненное
Смотрите, сначала надо выделить грамматические основы. Вот предложение: «Я читаю, когда мама отдыхает». Выделим ГО: «я читаю», «мама отдыхает».
Теперь посмотрим, можно ли от одной части задать вопрос к другой. Я читаю (когда?) когда мама отдыхает. Вопрос задать можно, следовательно, предложение сложноподчиненное.
А если бы было написано так: «Я читаю, а мама отдыхает» – мы вопрос не задали бы. Одна часть предложения не подчиняется другой, следовательно, это предложение сложносочиненное (ССП).
И третий вариант: «Я читаю, мама отдыхает» – тут и вопрос не задашь, и союза нет между частями. Вывод – предложение бессоюзное (БСП – бессоюзное сложное).
Какие две части есть в любом сложноподчиненном предложении
Главная и придаточная. Придаточная – это та, к которой можно задать вопрос от главной. Она может стоять перед главной, внутри нее, после нее.
Вот вам четыре примера, вникните в них:
- Когда идет дождь, хомячок спит. Хомячок спит (когда?) когда идет дождь – сложноподчиненная конструкция, придаточная часть стоит перед главной.
- Я знаю, что надо писать сочинение, но хочу отдохнуть. Я знаю (о чем?), что надо писать сочинение. Придаточная часть тут: «что надо писать сочинение», она находится внутри главной. А главная: «Я знаю, но хочу отдохнуть». То есть, видите, главная не закончилась на слове «знаю», она продолжается дальше. «Хочу отдохнуть» тоже относится к «Я».
- Я знаю, что надо писать сочинение, но эти уроки меня так утомили. Здесь придаточная часть стоит после главной, потому что на слове «знаю» главная часть закончилась. «Но эти уроки меня так утомили» – уже новое предложение, в нем новая грамматическая основа «уроки утомили».
- Я увидел человека, который шел к морю. Тут все прозрачно, придаточная часть «который шел к морю» находится в конце предложения, после нее ставится точка.
Что значит «сложноподчиненное с несколькими придаточными»
Это бывает в двух случаях:
- Когда главная часть у вас одна, а придаточных у нее несколько.
- Когда есть придаточные части у придаточных частей.
Разберем три примера, для каждого из них я нарисую схему.
«Профессор сказал мне, что науке нужно посвятить всего себя, что нельзя заниматься наукой ради обогащения, что у ученых не бывает пенсии и они служат науке всю свою жизнь».
У этого сложноподчиненного предложения одна главная часть: «Профессор сказал мне». А за ней идут 4 придаточных, которые отвечают на вопрос «что?». Схема предложения будет выглядеть так:
Другой пример: «Я увидел, как морская пена оставалась на скалах, которые были спрятаны в тумане». Это сложноподчиненное предложение, в котором главной части подчиняется одна придаточная, а ей – еще одна:
Лучше понять структуру подобных предложений помогает вот такая схема. Сравните – первая схема про науку, а вторая – про морскую пену:
Три типа придаточных
Определительные. Они напоминают определения и отвечают на вопрос «какой?». Эти придаточные очень часто присоединяются союзным словом «который». Но не всегда:
- Я увидел дом (какой?), который вспоминал столько лет.
- Я думал о друзьях (каких?), до встречи с которыми оставалось еще два года.
- За окном цвела сирень (какая?), что так напоминала о детстве и юности.
Изъяснительные. Отвечают на вопросы косвенных падежей. Если вы эти вопросы постоянно путаете – вот мое видео с запоминалочками. Посмотрите один раз, чтобы больше никогда не путаться.
Примеры:
- Учителя не знали (о чем?), что мы задумали.
- Он боялся (чего?), как бы чего не вышло (из Чехова).
- Мы верили (во что?), что у нас много времени.
Эти придаточные присоединяются чаще всего союзом «что», но иногда и другими: «Я догадался (о чем?), как нам выбраться».
Обстоятельственные. Они делятся на подтипы так же, как обстоятельства. Примеры:
- Когда наступит ночь, солдаты пойдут в атаку. Обстоятельственное времени.
- Как я ни старался понять алгебру, ничего не вышло. Обстоятельственное меры и степени.
- Я остался дома, потому что был сильный снегопад. Обстоятельственное причины.
Не буду приводить примеры дальше, думаю, принцип ясен.
От чего задавать вопрос
Иногда вопросы задаются от отдельных слов, а иногда от всех частей. К изъяснительным и определительным придаточным вопрос обычно задается от одного слова:
- Мы построили дом (какой?), в который переедет вся наша родня.
- Я напишу книгу (какую?), которую будет читать весь мир.
- Мне сегодня рассказали (о чем?), что в сентябре будут сокращения.
- Я распорядился (о чем?), чтобы принесли кофе с молоком и печеньку.
Обстоятельственные придаточные обычно поясняют всю главную часть:
- [Мы расскажем всё Дамблдору] (когда?), когда вернемся в Хогвартс.
- ]Я устал] (почему?), потому что плохо спал ночью.
Типы присоединения придаточных
Однородное. Когда вопрос к придаточным задается от одного и того же слова, вопрос одинаковый, тип придаточных – тоже одинаковый.
Пример: «Я знаю, что вы из Нью-Йорка, и что вы хотите провести тут недельки две». Вопрос задается от одного слова – «знаю», вопрос одинаковый – «о чем?», оба придаточных изъяснительные.
Параллельное. Когда вопрос от разных слов в главной части: «Когда закончится дождь, мы пойдем искать дорогу, которая выведет нас к дому». Первый «придаток» поясняет всю главную часть, потому что он обстоятельственный, а второй поясняет одно слово – «дорогу».
Последовательное. Когда от главной части вопрос задается к одной придаточной, а от нее – к другой придаточной. «Я догадываюсь, что вы хотите сказать мне о клятве, которую я дал Родине». Я догадываюсь (о чем), что вы хотите сказать мне о клятве (какой?), которую я дал Родине.
Как присоединяются придаточные
Всегда с помощью союзов или союзных слов. Союзы, которые соединяют придаточную часть и главную, – всегда подчинительные. Сочинительными они не могут быть, потому что сочинительные соединяют только равноправные предложения.
Иногда союзы могут быть опущены. В нашем примере про науку: «Профессор сказал мне, что у ученых не бывает пенсии и они служат науке всю свою жизнь». Одно придаточное присоединилось союзом «что», а второе присоединилось им же, но мы его опустили для благозвучия. Этот союз легко можно восстановить: «… сказал, что у ученых не бывает пенсии, и [что] они служат науке всю жизнь».
Про союзные слова поговорим в отдельной статье. Сейчас скажу вам вот что. На союзное слово всегда падает логическое ударение. Сравните:
- Я знаю, ЧТО ты хочешь сказать.
- Я знаю, что ты хочешь сказать мне о своих чувствах.
В первом примере «что» – союзное слово, на него падает логическое ударение. Во втором – просто союз.
К союзным словам можно задать вопрос и они являются членами предложения: «Я встретил человека, который шел к Везувию». (Кто?) который = (кто?) человек. То есть «который шел к Везувию» = «человек, который шел к Везувию».
Как быть, если в сложноподчиненном есть предложения с другими типами связи
Бывает так, что в одном предложении есть все три типа связи. Например: «Когда придет время, земли объединятся, среди людей воцарится мир, и зло будет повержено». Что мы тут видим:
- Сложноподчиненное предложение: «Когда придет время, земли объединятся».
- Бессоюзное сложное: «Земли объединятся, среди людей воцарится мир».
- Сложносочиненное: «Среди людей воцарится мир, и зло будет повержено».
Если кроме сложноподчиненного предложения у вас есть еще хотя бы один тип подчинения (сочиненное или бессоюзное) или оба сразу – надо говорить: «Перед нами ССК. То есть сложная синтаксическая конструкция».
Разберем ее в отдельной статье.
Полезные материалы
Подписывайтесь на рассылку. Скоро у меня выйдут «практические» статьи: как строить схемы предложений, объяснять орфограммы во всех морфемах, работать над речевыми ошибками.
Обязательно посмотрите мои подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я составлял все подборки сам, там очень классные материалы. Еще я там даю бесплатные пособия и справочники, их можно скачивать прямо из текста.
Уважаемые читатели, под статьей есть форма для комментариев. Напишите в ней, пожалуйста, свое мнение о статье. Скажите мне обо всех недостатках, которые вы видите, чтобы я мог доработать материал.
Спасибо.