Непрямой порядок слов. Когда сказуемое перед подлежащим, а определение после определяемого слова.
Инверсия – это заумное название непрямого порядка слов. Прямой – это такой, когда сначала идет подлежащее, а уже после него – сказуемое, сначала определение, а потом – то слово, которое оно определяет. Например: «Я вакцинируюсь», «Широкая река».
Непрямой порядок, или инверсионный – это когда «наоборот». То есть сначала сказуемое, а за ним уже подлежащее, сначала определяемое слово, а потом только – его определение: «Вакцинируюсь я», «Река широкая».
Как легко запомнить инверсионный порядок слов
С подлежащим и сказуемым проблем нет. Когда перед нами сначала сказуемое, а потом подлежащее, мы сразу «чувствуем», что в предложении что-то немного не так: «Мечтает юноша о любви», «Летят журавли по небу».
Сложнее с определением. Я почему-то долго не мог запомнить, что прямой порядок – это определение + существительное/местоимение. Но вообще, это так, даже звучит как-то привычнее: синее море, холодный ветер, северное сияние.
А если мы сделаем инверсию и поставим определение после определяемого слова, получится как-то странно: «море синее», «ветер холодный», «сияние северное».
Чтобы запомнить было проще, придумайте себе какие-то примеры. Для меня образцом инверсионной речи был и остается магистр Йода из «Звездных войн». Например, он говорит Оби Вану: «Подумать об этом должен я» – сначала ставит сказуемое, а потом подлежащее. Или вот его диалог с Люком Скайуокером, когда Люк не мог поднять свой летательный аппарат силой мысли, а Йода это легко сделал:
– Я не могу поверить…
– Отсюда и неудачи твои.
В прямом порядке было бы так: «Отсюда твои неудачи» – сначала определение «твои», а потом существительное «неудачи». Но Йода использует инверсию: «неудачи твои».
Инверсия дополнений и обстоятельств
Этот тип непрямого порядка слов встречается реже и не выносится на экзамены, но давайте его рассмотрим.
Обстоятельство образа действия, по идее, всегда должно стоять перед сказуемым. Например: «Я медленно шел в гору», «Мы быстро поужинали и легли спать», «Горец смело сражался в бою». Обстоятельства «медленно», «быстро», «смело» стоят перед сказуемыми «шел», «поужинали и легли спать», «сражался».
Но бывает так, что это обстоятельство ставится после сказуемого или «отрываются» от него: «Медленно, тяжело дыша, я шел в гору», «Я шел в гору медленно, тяжело дыша», «Мы поужинали быстро», «Горец сражался смело».
Дополнения при прямом порядке слов должны находиться после сказуемых:
- Ученик пишет ручкой.
- Я помогаю брату.
- Сосед доит корову.
А если мы их поставим перед сказуемым или вообще вынесем в начало предложения – будет звучать уже как-то странно, инверсионно:
- Ручкой пишет ученик.
- Брату помогаю я.
- Корову доит сосед.
Зачем нужна инверсия
Чтобы сделать акцент на каком-то слове. Например:
– Ты что там делаешь?
– Корову дою!
Чтобы сделать текст более выразительным, художественным. Это особенно касается стихотворений: «Волны крутые, штормы седые // – Доля такая у кораблей» (из песни про крейсер Аврора).
Инверсия иногда нужна для того, чтобы связывать предложения в тексте. Например: «Книги откроют вам дорогу в новый мир. С книгами вы никогда не будете чувствовать себя одинокими и непонятыми». Дополнение «С книгами», которое я поставил перед сказуемым, помогает мне и связывать два предложения, и еще раз делать акцент на книгах.
Шпаргалка вам в помощь
Итак, давайте обобщим. Прямой порядок слов:
- Подлежащее + сказуемое: «Я должен подумать».
- Определение + определяемое слово: «Твои неудачи».
- Обстоятельство образа действия + сказуемое: «Медленно дышать».
- Сказуемое + дополнение: «Дою корову».
Обратный:
- Сказуемое + подлежащее: «Подумать об этом должен я».
- Определяемое слово + определение: «Неудачи твои».
- Сказуемое + обстоятельство образа действия: «Дышать медленно».
- Дополнение + сказуемое: «Корову дою».
Функции инверсии:
- Делать акцент на каком-то слове.
- Связывать предложения.
- Делать текст более выразительным.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я планирую выписать весь материал по русскому языку, чтобы детям (и их родителям) было легче его учить.
Посмотрите вот эти мои статьи по средствам выразительности. Я стараюсь там все подробно разжевывать и объяснять простыми словами:
- Что такое эпитеты.
- Метафора.
- Метонимия.
Если западает синтаксис – читайте статьи по синтаксису:
- Словосочетание.
- Сложное предложение.
- Второстепенные члены предложения.
- Однородные члены предложения.
Там внутри еще много ссылок на другие статьи.
Посмотрите мои подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я сам подбирал для них материал, там есть ссылки на очень хорошие курсы для всех классов и полезные электронные пособия для скачивания.
На этом, пожалуй, все. Напишите, пожалуйста, понравилась ли вам статья, легко ли было ее читать, достаточно ли я дал примеров. Можете критиковать мой материал смело, я обязательно учту ваши замечания и постараюсь доработать текст.
Спасибо.