Из молчуна в болтушку! Расскажем, как.
Умение говорить – это психическая функция, которая напрямую связана с активной работой мозга и влияет на мышление малыша.
Чем лучше ребенок говорит, тем быстрее и проще проходит его адаптация в коллективе (например, в садике), тем быстрее выполняются его просьбы и улучшается коммуникация с окружающими людьми.
Сегодня мы поговорим о том, как научить малыша говорить, что для этого нужно сделать родителям и когда необходима помощь специалистов.
Этапы развития речи
С каждым месяцем своей жизни малыш развивается и учится новому. Речь – не исключение.
До года малыш обозначает свои желания преимущественно с помощью крика. Также он может гулить, лепетать и пытаться воспроизводить простые звуки, которые окружают его каждый день.
Обычно врачи ждут, что к одному году малыш уже может сказать простые слоги («ма», «па», «ба») и звукоподражать (изображать отдельные простые звуки, например, сигнал машины, мяуканье кошки, лай собаки и т. п.).
С года до двух начинается активное пополнение словарного запаса. К 2 годам он должен быть от 20 до 200 слов, в которые входят в том числе и звукоподражания. Появляются первые простые слова («мама», «папа», «баба») и первые фразы («мама, дай», «папа, на»).
С двух до трех лет малыш пополняет как активный, так и пассивный словарь. Понимает значение многих слов, может повторять предложения из 3-4 слов, отвечать на вопросы (как односложно, так и развернуто). Словарный запас увеличивается до 1000 слов.
К 3 годам ребенок владеет местоимением «я» и может сказать словами то, что ему нужно (например, «мама, я хочу кушать», «я хочу гулять» и т. п.).
Способы развития речи
Поскольку речь – это крайне сложный процесс, запускаемый в головном мозге, маленькому человеку нужна всесторонняя помощь.
К самому действенному способу стимулирования речи относят влияние на все органы чувств.
Осязание
Это любые тактильные контакты: мамин массаж, поглаживания перед сном или в течение дня, различные тактильные игрушки (мячики с разными поверхностями, коврики). Из доступной замены игрушкам можно выделить осязание поверхностей: обои, плитка, шторы, шерстяное одеяло и т. д.
Слух
Аудиальное восприятие информации формирует пассивный словарный запас. Говорите с малышом, проговаривайте свои действия, описывайте происходящие ситуации, природу, включайте детские песни и сказки.
Расскажите, какие звуки издают машины, животные, как гудит пылесос, как работает стиральная машина и прокомментируйте прочие окружающие вас звуки.
Зрение
Визуально ребенок также должен получать информацию. В первые полгода жизни младенцу можно показывать черно-белые картинки и карточки, а в дальнейшем подключать цвета, показывать фотографии близких, смотреть детские энциклопедии с растениями и животными.
Вкус
Да-да, это еще один канал восприятия информации, который влияет на речь. Идеальным вариантом считается грудное вскармливание – в процессе сосания у малыша активно работают все мышцы челюсти и формируется правильный прикус.
Если грудное вскармливание невозможно по каким-либо причинам, старайтесь подобрать соски, имитирующие его.
Обоняние
Создавайте новые нейронные связи в голове малыша. Дайте понюхать цветок и прокомментируйте, что именно это растение так пахнет. Вместе ощутите запах после дождя, морозную свежесть, летний зной и запах опавшей листвы.
Также необходима комплексная работа как с крупной, так и с мелкой моторикой.
Крупная моторика отвечает за движение тела в пространстве – оттачивайте ее с помощью гимнастики и упражнений, отрабатывайте перевороты, ползание, хождение. Для детей постарше придумывайте полосы препятствий, упражнения на баланс, приобретите орто-коврики для ходьбы, имитирующие разные неровные поверхности.
Мелкая моторика сосредотачивается в конечностях – это умение пользоваться предметами обихода (самостоятельно держать ложку, вилку, пить из кружки), играть с маленькими предметами (пуговицы, макаронины) и т. п.
Упражнения
Развитие речи у ребенка требует комплексного подхода. Необходимы регулярные занятия, наполненные различными упражнениями.
Мелкая моторика
В первую очередь мы остановимся на мелкой моторике, поскольку в головном мозге центры, отвечающие за речь и моторику в кончиках пальцев, располагаются рядом.
Что поможет в развитии мелкой моторики:
- лепка из пластилина или теста (для маленьких детей достаточно пробовать катать кружочки и колбаски);
- перебирание круп;
- игры с фасолью, чечевицей или горохом;
- пальчиковые раскраски;
- вырезание простых фигур;
- нанизывание макаронин на пластиковые трубочки для напитков.
Включайте фантазию – покрасьте макароны в разные цвета в соответствии с цветами трубочек и предложите ребенку нанизывать их по цветам. В кинетический песок закопайте мелкие игрушки и находите их на скорость.
Стройте из песка куличики, делайте картины из отпечатков. Дайте малышу походить босыми ногами по песку, почувствовать, как песчинки струятся между пальцами и щекочут пятки.
Артикуляция
Логопеды рекомендуют также делать акцент на артикуляционной гимнастике, которая развивает челюсти и лицевые мышцы, что способствует активному говорению.
Например, это могут быть звуковые игры – «поцокай, как лошадка», «пошли папе воздушный поцелуй» и т. п.
Надувайте щеки, показывайте язык, попросите малыша высунуть язык и показать, как качаются качели (вверх-вниз) или как облизывает медовые губы мишка.
Постарайтесь проводить подобные занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое отражение и понимал, как и что у него работает. Проговаривайте необходимые действия и приободряйте собственным примером и приятными словами.
Речевое дыхание
Произношение слов и фраз на выдохе – это определенный уровень сложности, который зачастую недоступен маленьким ребятам.
Однако это не значит, что подобные упражнения стоит игнорировать. Включайте их в ежедневные занятия и отмечайте прогресс вместе с малышом.
Можно попросить ребенка подуть на одуванчики, на снежинки, вырезанные из бумаги, или на кусочек ваты. Устройте соревнования – поставьте «ворота» и подготовьте приз победителю, который раньше соперника загонит кусочек ваты в ворота с помощью выдоха воздуха через рот.
Пойте с малышом детские песни, это способствует развитию речи и мелодичности голоса.
Используйте тренажеры, которые продаются в детских магазинах или на маркетплейсах. Например, аэробол. Тренажер состоит из дудочки со специальным приспособлением, на которое кладется пенопластовый мячик. Ребенок делает длинный выдох – и шарик парит в воздухе.
Такой тренажер не только способствует развитию речи, дыхания, но также профилактирует отиты, которые часто появляются у малышей при насморке.
Музыка
Конечно же, никуда без музыки, песен и музыкальных игр. Об этом мы уже упоминали выше, давайте разберем чуть подробнее.
Когда малыш пропевает, а не произносит слово или слог, порой ему это дается легче. Например, попробуйте имитировать звук музыкальных инструментов (колокольчика, барабана, дудочки и т. п.).
Звукоподражайте животным:
– Гуси-гуси.
– Га-га-га.
– Есть хотите?
– Да-да-да.
Включайте песни, где нужно дублировать текст движениями – хлопками или топаньем.
Дидактические материалы
Игры с использованием дидактических материалов – еще один вид деятельности, которая не только поможет вам интересно и качество провести время с вашим ребенком, но еще и повлиять на его развитие.
Возьмите непрозрачный мешочек и сложите в него знакомые малышу вещи. Попросите доставать по одной и рассказывать что-то о ней – какого она цвета, какой формы, что это такое, для чего необходимо.
Также в дальнейшем все вещи можно рассортировать по какому-то признаку: по цвету, по форме, по принадлежности (например, мамины, папины вещи).
Для детей постарше можно провести небольшую интеллектуальную игру под названием «Бывает – не бывает». Вы проговариваете какую-то фразу («у мамы рыжие волосы», «бабушку зовут Оля» и т. п.), а малыш говорит, правда это или вымысел.
Можно просить говорить правильные ответы, например, у мамы волосы не рыжего цвета, а белого, а бабушку зовут Наташей. Вы также можете поменяться ролями.
Чтобы добавить динамичности игре, можно кидать друг другу мяч – родитель задает вопрос и кидает мяч ребенку, а тот перекидывает мяч обратно, отвечая при этом.
Запуск речи в 2-3 года
Чаще всего поводы для беспокойства у родителей появляются как раз в этом возрасте. Отчасти это может быть связано с тем, что в 2-3 года дети начинают ходить в сад, а родители волей-неволей сравнивают свое дитя с другими, которые лучше говорят, понятнее изъясняются, строят сложные предложения.
Книги для чтения
В вопросе запуска речи поможет специальная литература. Например, у Ольги Земцовой есть пособие «Логопедические тесты (1-2 года)».
В нем собраны различные задания, которые направлены на развитие артикуляции, активное звукоподражание, построение простых фраз. Книга яркая и интересная, с ней вы с легкостью сможете научить ребенка говорить.
У А. С. Кузечкина и Н. Г. Волковой есть интересная книжка «Стихи-болтушки, которые научат малыша говорить». Основной посыл – ребенок договаривает часть слова, целое слово или фразу в стихотворении, которое зачитывает родитель. Такие книжки не только помогают стартовать речи, но и развивают кругозор, способствуют улучшению памяти и воображения.
Сюда же отнесем различные карточки, предназначенные для запуска речи. Подражалки животным от «Лас-Играс» – прекрасный пример, который не только научит малыша звукоподражаниям, но также разовьет его кругозор.
Повтор слов
Наверняка вам знакома фраза: «Повторение – мать учения». И в случае с неговорящими детьми это также работает.
Повторяйте различные слова, стихотворения, потешки, включите так называемый «режим радио» у себя, комментируйте свои действия.
Так малыш учит новые слова, запоминает их, учится применять их, перекладывая на себя.
Можно воспользоваться небольшими мультфильмами, которые помогут ребенку запустить речь:
Язык
Здесь также стоит отметить, что качественнее речь стимулируется, если родители и близкое окружение постоянно говорят на одном и том же языке.
В интернациональных семьях родители и родственники могут говорить на разных языках, что создает небольшую путаницу в детской голове.
Однако не отчаивайтесь – билингвы начинают говорить немного позже тех, кто владеет лишь одним языком, но у них есть огромное преимущество. Они понимают и могут изъясняться на разных языках, а значит, в будущем им открываются новые горизонты.
Игрушки
Занятия можно и нужно проводить в игровом формате. Вы можете пригласить малыша к ролевой игре, выдав ему любимую игрушку.
Начните диалог между игрушками, задавайте вопросы, проигрывайте различные ситуации. Такой лайфхак, кстати, может помочь вам в дальнейшем при попытках узнать, как дела вашего чада в садике.
Играя, можно просить малыша занять роль воспитателя игрушек, и он будет проигрывать то, что видит в своей группе, а вы сможете оценить обстановку и понять, есть ли конфликтные ситуации в садике у вашего ребенка, пока вас нет рядом.
Разнообразные занятия
Не зацикливайтесь только на одном направлении – постарайтесь максимально разнообразить ваши игры и тренировки.
Например, понедельник сделайте днем речевого дыхания, во вторник лепите из пластилина и рисуйте пальчиковыми красками, а в среду постройте полосу препятствий и предложите малышу ее пройти.
Чем разнообразнее будет ваш подход, тем лучше будет результат. И не только в говорении.
Советы логопедов
Кроме всего вышеперечисленного, сделаем несколько ремарок.
Не бойтесь неврологов и логопедов. Найдите специалистов, которые нравятся и вам, и малышу, и обращайтесь к ним один-два раза в год или по мере необходимости.
Подружитесь с логопедом. На диагностической сессии специалист комплексно оценит развитие речи вашего чада и даст подробные рекомендации, на какие моменты нужно сделать упор.
Не сюсюкайте. Это вовсе не означает, что вы не должны быть нежными со своими детьми, но постарайтесь не коверкать слова и попросите об этом бабушек и дедушек. Пусть все говорят так, как принято говорить, не используя обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов и называя все своими именами.
По возможности уберите гаджеты и визуальные шумы в виде телевизора. Да, смартфоны, ноутбуки, планшеты и телевизоры – это часть нашей жизни. Но лучше, если она как можно позднее войдет в жизнь ваших детей.
Давайте твердую пищу. Пусть это будет свежая морковь, яблоко целиком или вкусный ароматный огурец. При откусывании и активном жевании малыш тренирует мышцы артикуляционного аппарата, а это позитивно сказывается на речи. Как приятный бонус – уменьшение вероятности кариеса при таких перекусах.
Разговаривайте с ребенком. Например, обсуждайте на прогулке, как дует ветер, какие деревья он видит вокруг, рассмотрите и изучите листья, траву, цветы. Спросите, какого цвета была машина, которая только что проехала мимо.
Включайте фантазию!
Заключение
Научить ребенка говорить – сложная и ответственная задача для каждого родителя. Необходим комплексный подход, который будет включать в себя воздействие на все органы чувств, а также тренировать крупную и мелкую моторику.
Разговаривайте с малышом, читайте детские книги, пойте песни и играйте в полезные игры. И совсем скоро вашего болтуна будет не остановить!