Дети

Как научить ребенка писать — советы мамам и важные нюансы

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А как научить писать? Сейчас расскажем!

Как научить ребенка писать Как научить ребенка писать - советы мамам и важные нюансы1

Уметь писать даже печатными буквами – важный и сложный навык, который дети осваивают еще в дошкольном возрасте. Оптимальное время для старта занятий – 5-6 лет. К этому моменту все необходимые системы ребенка дозревают, и он уже может провести за столом 10-15 минут. Данного времени достаточно для занятия.

Сегодня поговорим о том, как научить ребенка писать, какие подготовительные занятия можно включить в ежедневную рутину и как заинтересовать малыша.

Подготовительные занятия

В любом обучении нужна системность, и начинать мы предлагаем с подготовки малыша к встрече с миром букв.

Мелкая моторика

В первую очередь на письмо влияет развитая мелкая моторика рук.

Для этого вы можете собирать вместе пазлы и конструкторы из крупных и мелких деталей, строить башни из кубиков, раскрашивать картинки, делать аппликации.

Застегивание пуговиц и кнопок, завязывание шнурков, нанизывание бусин на нитку, лепка из пластилина и теста, помощь по дому в виде нарезания овощей, вытирания пыли или пролитой воды – все это активно развивает мелкую работу пальцев, что в дальнейшем пригодится для письма.

Кроме того, мелкая моторика влияет на развитие мозга – дети с развитой моторикой (как крупной, так и мелкой) лучше учатся, лучше запоминают полученную информацию, умеют строить длинные предложения, придумывать небольшие истории.

Можно приобрести колючий мячик или тренажер су-джок и ежедневно делать массаж ладоней и пальцев в течение нескольких минут.

Су-джок – это маленький пластиковый мячик с шипами и два колючих металлических колечка. Мячом можно активно покатать малышу по ладошке, а затем размять каждый пальчик, надев на него кольцо и пройтись им вперед-назад пару-тройку раз. Такой тренажер полезен не только детям, но и их родителям.

Занимайтесь пальчиковыми играми или театром теней – просите ребенка соединять пальцы в различные фигуры, на скорость соединять пальцы на обеих руках с большим пальцем и т. д.

Такое времяпрепровождение интересно детям, позволяет родителям весело и с толком проводить совместное время с детьми и совсем не похоже на нудное изучение прописей.

Сидение за столом

Затем необходимо научить ребенка правильно сидеть за рабочим местом.

Оборудуйте письменный стол – он должен находиться примерно на уровне груди ребенка. Его руки, согнутые в локтях, спокойно лежат на столешнице, комната хорошо освещена, имеется точечное освещение над столом или со стороны непишущей руки.

Стул удобный, есть спинка для поддержания правильного положения позвоночника, высота стула позволяет ребенку держать стопы на полу и сохранять прямой угол в коленях.

Расстояние от стола до глаз ребенка должно равняться примерно 30-35 см – так можно сохранить прямое положение тела и профилактировать возможные проблемы со зрением.

Спина малыша ровная, плечи расправлены, голова сохраняет ось позвоночника или немного наклонена над столом. Неправильная осанка чревата проблемами со здоровьем и снижением мозговой активности из-за нехватки кислорода мозгу.

Для тренировки осанки занимайтесь с ребенком спортом – хорошо влияют гимнастика и плавание.

Если малышу пока сложно проводить за столом 10-15 минут сразу, делайте небольшие промежутки каждые 5 минут. А во время отдыха позвольте ребенку побегать, попрыгать, сделать небольшую гимнастику – это переключит его внимание, разомнет тело и сделает ваши занятия эффективнее.

Демонстрация

Затем покажите малышу, как нужно держать пишущий предмет. Рекомендуем начинать обучение с использованием трехгранных карандашей – они помогают закрепить навык правильной постановки руки.

При переходе на обычные круглые ручки и карандаши можно воспользоваться канцелярской резинкой или специальными тренажерами-насадками, обеспечивающими верный захват ручки.

Начинать заниматься лучше с помощью карандашей – они не оставляют следов на одежде, а в случае ошибки легко исправить написанное ластиком.

Покажите малышу, как нужно держать карандаш – он ложится на средний палец, подушечкой большого пальца придерживается и сверху накрывается указательным пальцем. Расстояние от конца карандаша до руки должно быть около 2 см.

Некоторые педагоги в школе вводят правило – верхний кончик пишущего предмета направлен в сторону плеча рабочей руки (у правшей – к правому плечу, у левшей – к левому плечу).

Контролируйте степень нажима. Слишком сильное нажатие быстро выматывает малыша, на него он тратит большее количество энергии, а слишком легкое – заставляет возвращаться к непрописанным с первого раза элементам.

Ориентация на листе

Дальше нужно научить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Делать это можно как на обычных альбомных листах, так и на разлинованном листе тетради.

Пишут обычно слева направо, делая небольшой отступ от левого края бумаги, равный ширине указательного пальца – так называемую «красную строку». Пусть малыш поставит к левому краю строки свой палец, сделает точку с правой стороны указательного пальца и на ней начинает писать букву.

Для развития пространственного мышления и более активной ориентации на листе бумаги учителя рекомендуют заниматься графическими диктантами – на листе в клеточку рисовать различные предметы в соответствии с заданной инструкцией. Пример такого диктанта.

Графический диктант

Графические диктанты нравятся детям дошкольного возраста – они интересные, увлекательные, а также способствуют освоению навыка следовать инструкциям и позволяют научиться ориентироваться на листе бумаги.

Алфавит

Чтобы научиться писать, ребенок должен выучить алфавит и уметь читать хотя бы по слогам.

Для этого вы можете приобрести или распечатать алфавит, научиться писать буквы пошагово (здесь и пригодится навык написания графических диктантов) и научить ребенка читать.

Существуют несколько техник – использование букварей, кубиков Зайцева, пособий Воскобовича и другие. Подробнее о них читайте в нашей статье.

Обучение

В возрасте 5-6 лет можно приступать к самому обучению.

Рисуйте буквы

Рисовать буквы можно не только на листе бумаги. Придумывайте разные неклассические способы обучения – лепите буквы из пластилина, рисуйте на запотевшем окне или зеркале, выводите буквы в воздухе, изображайте на манной крупе, рассыпанной на противне, рисуйте пальчиковыми красками.

Проговаривайте букву вместе с ребенком, называйте соответствующие звуки (например, буква «м» читается как «эм», а звуки, которые ей соответствуют, – это «м» и «мь»). Просите малыша назвать несколько слов, начинающихся на эту букву – мама, медведь, машина, мед.

Прописывайте

Для написания прописных букв важно знать различные элементы – вертикальные и горизонтальные палочки, кружки, овалы, нижние и верхние элементы таких букв, как «в», «щ», «ц»,«у», «д», «з».

Подобные занятия можно встретить в пособиях для дошкольников или придумать их самостоятельно. Например, вы можете написать в тетради в клетку нижний элемент букв «у», «щ» и «ц», продублировав их несколько раз в строке, а затем предложить ребенку закончить строчку, повторив написание за вами.

Обязательно отмечайте успехи малыша, хвалите его, контролируйте положение пальцев и осанку. Позвольте ему самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, затем проанализируйте вместе итог вашего занятия и определите проблемы, в дальнейшем сделав на них упор.

Занятия с прописями

Можно и нужно использовать прописи – специальные пособия для дошкольников и учеников младших классов, в которых занятия представлены в комплексе.

В них есть такие упражнения, как «дорисуй по образцу», «заштрихуй», «раскрась», «продолжи узор» и т. д.

Эти упражнения подготавливают руку ребенка к письму, учат его написанию различных элементов и позволяют улучшить ориентацию на листе бумаги.

Рекомендуем обратить внимание на следующие пособия.

  1. О. Жукова, Е. Лазарева «Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам».
  2. О. Макеева, М. Георгиева «Пишу буквы от А до Я».
  3. О. Макеева «Пишем печатные буквы».
  4. О. Макеева «Готовим руку к письму. Много-много заданий с элементами букв и графическими навыками».

В этих пособиях собраны интересные и занимательные упражнения, тренирующие память, внимание, мелкую моторику и позволяющие научиться писать как печатные, так и прописные и строчные буквы.

Советы родителям

Занятиям достаточно уделять 10-15 минут времени, но делать это ежедневно или через день. Такой темп позволит ребенку быстро адаптироваться, овладеть нужными навыками для письма и закрепить их.

Включите в ваш ежедневный распорядок пальчиковые игры и гимнастики. Это развивает мелкую моторику рук и тренирует их, чтобы в дальнейшем ребенок мог писать и делать это довольно продолжительное время.

Не торопите ребенка. Позвольте ему в своем темпе овладевать различными навыками. Занимайтесь всесторонне, разнообразьте обучение упражнениями из разных сфер – пишите на манке, рисуйте буквы пальчиковыми красками, собирайте буквы из пуговиц или монет, давайте задания из графических диктантов.

Еще несколько советов для родителей дошкольников подготовил Шамиль Ахмадуллин, автор множества пособий по детскому развитию:

Заключение

Научить ребенка писать – задача со звездочкой для многих родителей. Приступать к занятиям рекомендуется, начиная с возраста 5 лет. Первое время это будут занятия, направленные на умение ориентироваться на бумаге, следовать предложенным инструкциям, развитие мелкой моторики рук.

В дальнейшем необходимо познакомить ребенка с алфавитом, научить его читать и заниматься по предложенной методике.

Желаем вам успехов!

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Психолог Хакимов назвал шесть правил, которые помогут стать хорошим отцом

Психиатр Федорович: Школа должна формировать поведенческий навык

Почти половина родителей в России уверены, что их дети пойдут учиться в вуз

Сенат Мексики одобрил запрет на детские браки среди коренного населения

Как воспитать в ребенке упорство и терпение

Педагог-психолог рассказала, как выстроить доверительные отношения с ребенком

Психолог объяснила, как подготовить ребенка к школе

Нижегородцам рассказали, как поддержать детей после новостей о теракте

3 вещи, которые нельзя делать за детей

Эксперты рассказали, как получить компенсацию за травму ребенка в школе

Стало известно, почему дети стали чаще болеть пневмонией

Технолог Лебедева: подросткам лучше выбирать дезодоранты с витамином Е

Ваш комментарий

− 5 = 5

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее