Дети

Как научить ребенка засыпать самостоятельно — мой опыт и советы специалистов

«Положила в кроватку, поцеловала и вышла из комнаты, а ребенок сам уснул» – мечта или реальность? Давайте разбираться.

Как научить ребенка самозасыпанию Как научить ребенка засыпать самостоятельно - мой опыт и советы специалистов1

Становясь родителями, мы начинаем грустить по своему свободному времени и спокойному долгому сну, когда ничего не отвлекало от приятных сновидений.

Некоторые родители выигрывают джекпот, получая спящих детей, которые не нуждаются в помощи взрослых. Другим же приходится изрядно потеть каждый раз, стараясь уложить ребенка – в ход идут укачивания, поездки на машине, долгие прогулки с коляской.

Сегодня поговорим о том, как научить ребенка самозасыпанию, в каком возрасте это можно сделать, а также разберем популярные методики и ошибки родителей при обучении самостоятельному засыпанию (далее – СЗ).

Что такое самозасыпание

Самозасыпание (или СЗ) – это способность и навык ребенка уходить в сон без активной помощи взрослого (в том числе без маминой груди).

Некоторым детям это дается легко, другие же дети (и по собственному опыту скажу, что их большинство) требуют помощи со стороны мамы или папы, заставляя их тратить время на укачивания и прибегать к различным ухищрениям.

Популярные методики обучения

Существует несколько методик обучения СЗ. Ниже подробно опишу каждую, чтобы вы имели возможность ознакомиться со всеми и выбрать наиболее подходящую для вас.

Пэнтли

Методика Элизабет Пэнтли, имеющая второе название Фейдинг, считается одной из самых безболезненных и мягких методик.

Она предназначена для тех родителей, которые не выносят плача собственного ребенка, в первое время активно помогают ему уснуть, постепенно сводя свою помощь на нет.

К ее минусам можно отнести, пожалуй, только отложенный результат – его придется ждать до 3 месяцев с начала обучения.

На первом этапе предполагается, что вы продолжаете оказывать ту помощь, к которой привык ребенок (укачивать, кормить грудью), а в последний момент, когда глаза малыша вот-вот закроются, ослабляете помощь – снижаете амплитуду укачивания или убираете грудь изо рта.

В этот момент важно не допустить истерики – количество ваших попыток может быть любым, от одной успешной до 25-30 проваленных. Так нужно делать 3 дня.

Затем каждые 3 дня вы постепенно сокращаете свою помощь – снижаете амплитуду укачивания или убираете грудь уже не за 2-3 секунды до закрывания глаз, а за 5-10 секунд, каждый раз увеличивая этот интервал.

Подробнее с этапами можно познакомиться в разделе «Личный опыт».

Хогг

Методика Трейси Хогг, медсестры из Америки со стажем работы более 20 лет, называется «Обнял – положил». Так же, как и предыдущая, она считается мягкой, поскольку предполагает большое количество помощи малышу со стороны взрослого.

Задача родителя в этой методике – свести свою помощь к минимуму. Сначала мама или другой взрослый, который активно участвует в укладывании, находится рядом максимально возможное время. Держит на руках, может слегка покачивать из стороны в сторону, но затем обязательно перекладывает в кроватку.

Начинать желательно с ночи – на ночной сон ребенок точно уйдет, а вот если браться сразу за дневные, есть шанс, что малыш просто пропустит свой сон.

На первый день предполагаются такие интервалы для кроватки: 45 секунд помощи (шиканья, поглаживания, взятие на руки), 20 секунд паузы в кроватке – взрослый находится рядом, просто молчит.

Второй день – помощь длится 35 секунд, пауза также длится 35 секунд. На третий день помощь сокращается на 10 секунд, а пауза увеличивается на такой же интервал.

Четвертый и пятый дни – помощь 15 секунд, пауза 55 секунд.

На шестой день из помощи исключается взятие на руки – родитель может шипеть, петь песенку, поглаживать малыша. Интервалы остаются такими же, какие были в предыдущие два дня.

Седьмой и восьмой дни закрепляют результат шестого дня.

На девятый день из помощи нужно убрать тактильный контакт, оставляя только свой голос. То же самое проделывается на 10 и 11 дни.

Затем каждые 2 дня взрослый отходит от кроватки на два шага назад, двигаясь в сторону двери в комнате. Интервал остается такой же: на 15 секунд вы включаете помощь голосом, на 55 секунд умолкаете и просто находитесь рядом.

Если малыш не плачет – его можно не брать на руки лишний раз, достаточно шипеть, тихо напевать песенку или гладить по спинке.

К сожалению, ни одна методика не гарантирует отсутствие слез, и к этому нужно быть готовыми. Однако в этом методе вы даете понять ребенку, что он рядом, что вы помогаете ему проживать свои эмоции и не лишаете своей помощи.

Из плюсов методики можно выделить следующие пункты.

  1. Ребенок не остается один на один с собой и своими чувствами, он видит родителя, слышит его голос, чувствует его прикосновения.
  2. Родитель реагирует на потребности ребенка, переживает с ним сложные моменты, привязанность укрепляется.
  3. Подходит для работы с чувствительными детьми и тревожными родителями, не готовыми в один момент выйти из комнаты.

У методики есть и минусы.

  1. Трудоемкий процесс. От родителя требуется четкое выполнение инструкции, интервальность помощи, постоянное взятие на руки, что может не подойти уставшим мамам.
  2. Растянутый во времени результат. На методике возможны откаты и «застревания» на каком-либо этапе.

Вайсблут

Методика Вайсблута, американского педиатра, схожа с методикой Фербера. Она предполагает довольно жесткий подход, поэтому родителям нужно быть к нему готовым.

Ее название в буквальном смысле переводится на русский язык, как «дать проораться». Да, это действительно та самая методика, про которую думают все, кто слышат о СЗ.

Также врач настаивает на раннем уходе в ночь – в промежутке с 18 до 20 часов, когда концентрация гормона, отвечающего за сон, находится на пике. Укладывать малыша стоит раньше, чем заканчивается его предполагаемое время бодрствования (далее – ВБ).

Например, если ВБ малыша равняется 2 часам, то начинать укладывание нужно через 1,5 часа.

Суть методики: родитель укладывает ребенка в кроватку, проводит ритуал на сон (поет песню, зажигает ночник, вместе с ребенком подходит к окну и перечисляет, кто сейчас будет спать и т. д.), затем желает малышу сладких снов и выходит из комнаты.

На плач не нужно реагировать, не заходить в комнату, не брать на руки – просто дождаться, пока малыш самостоятельно успокоится и заснет.

По этому принципу проводятся все укладывания.

К плюсам методики относят ее высокую эффективность и быстрый результат (до 7 дней).

Минусов, к сожалению, у нее больше: большой стресс как для ребенка, так и для родителей – первое время укладывания могут занимать не один час. Методика не подходит для легковозбудимых и чувствительных детей. При ее применении возможно нарушение привязанности, что чревато последствиями в будущем.

Малыш попросту остается один со своей проблемой, много плачет и понимает, что ему нужно успокоиться самостоятельно.

Фербер

Методика Ричарда Фербера, которая имеет название «Метод контролируемого плача», как и предыдущая, относится к довольно жестким способам приучения к СЗ.

Но, в отличие от метода Вайсблута, она предполагает заход родителя в комнату с постепенным увеличением интервала своего отсутствия.

В первый день после оставления малыша в кроватке родитель засекает 3 минуты, через которые возвращается в комнату, пробует успокоить ребенка голосом в течение 1-2 минут, а затем снова выходит.

С каждым днем интервалы отсутствия в комнате увеличиваются на 1-2 минуты до 10-15 минут. Так же поступают и с ночными пробуждениями.

Плюсы и минусы у этой методики такие же, как и у предыдущей.

Еще подробнее о методиках расскажет врач-педиатр Екатерина Юрьева:

Возраст приучения

Необходимо поговорить и о возрасте приучения к СЗ.

Специалисты пришли к мнению, что все вышеперечисленные методы подходят для детей старше 4 месяцев, не имеющих проблем со здоровьем, с налаженными ритмами дня.

Чем старше ребенок, тем меньше помощи ему требуется в укладывании – если 5-месячного ребенка допустимо носить на руках (при выборе соответствующей методики), то 11-12-месячного малыша уже можно успокаивать шиканьем и поглаживаниями.

Сон до 4 месяцев

До 4 месяцев не рекомендуется обучать СЗ. Все дело в том, что первый триместр жизни ребенка вне утробы матери считается периодом донашивания.

В это время малышу жизненно важно находиться рядом со значимым взрослым – мамой или папой. Быть на его руках, требовать повышенного внимания к себе, спать на руках или с грудью во рту.

Нервная система малыша до 4 месяцев еще не развита настолько, чтобы он мог к чему-то привыкнуть или от чего-то отвыкнуть. Соответственно, в это время обучать малышей не представляется возможным.

Задача мамы в этот непростой период – напитать младенца своим теплом, вниманием и заботой, дать ему то, в чем он так нуждается.

Представьте, как малыш жил внутри мамы: его всегда окружали звуки органов мамы, стук ее сердца, бегущая кровь по венам и артериям. В животе мамы было тепло, уютно и комфортно.

Рождаясь, младенец оказывается в неприятных для себя условиях: ему нужно дышать, нужно смотреть на яркий свет, нужно самостоятельно добывать себе пищу. Если его просто положить в кроватку, шанс, что он уснет сам, практически ничтожен.

Поэтому запасайтесь терпением, дорогие мамы, обустраивайте себе уютные и удобные места для сна – кровать, диван, кресло с подушками, наливайте чай в термос и организуйте перекусы.

Пока малыш спит на ваших руках, вы можете заняться своими делами: посмотреть сериалы, фильмы, почитать книгу или послушать ее в аудиоверсии, отдохнуть вместе с ребенком.

Все, что вы можете сделать в этот период, чтобы в дальнейшем облегчить обучение СЗ – наладить режим дня. Отметить в дневнике количество и продолжительность снов, их качество, какую помощь вы оказывали малышу, в какое время он просыпается и засыпает.

Первоначально вы можете ориентироваться на табличные нормы – они довольно усредненные, но многим родителям помогают найти нужный вектор и отметить ВБ своего малыша.

Условия для успешного обучения

Прежде чем приступать к обучению СЗ, необходимо оценить все условия, при соблюдении которых шанс на успех резко повышается.

Отлаженные ритмы жизни

Выше уже было сказано о важности отлаженного ВБ, но поговорим об этом подробнее.

В интернете вы можете найти большое количество таблиц, предлагающих разные временные рамки для бодрствования, длительности и количества снов.

За основу мы возьмем то, что в наших сутках должны помещаться 24 часа, из которых минимум 10 часов отводится на ночной сон. Именно столько требуется малышам, чтобы успевать восстанавливаться, качественно отдыхать и в дальнейшем иметь силы и возможность развиваться.

Оставшиеся 14 часов распределяются на ВБ и сны в зависимости от возраста малыша – чем младше ребенок, тем меньше интервал между снами и тем длительнее дневные сны.

Нормы бодрствования и сна для детей от 0 до 4 лет

Например, для 6-месячного ребенка, согласно таблице, подходят 4 интервала ВБ по 2,5 часа каждый (итого 10 часов ВБ), а оставшиеся 4 часа распределяются на дневные сны и остаток ночи.

Полугодовалый малыш спит 2 или 3 раза в день, при трех снах второй является самым длинным, при двух снах – второй или первый (смотрите на своего ребенка и его комфорт).

Чтобы найти подходящие временные рамки для вашего ребенка, нужно некоторое время вести дневник его жизни. Записывать время утреннего пробуждения, настроение, в котором он проснулся, длительность и настроение в период бодрствования, какими были уходы в сон.

Записав эти данные в течение 3-5 дней, вы сможете проанализировать прошедшие дни и найти так называемые «окошки в сон» – время, при котором малыш наиболее легко уходит в сон и спит достаточное количество времени без требования вашей помощи.

Отыскав их, в течение следующих 3-5 дней проверьте свои догадки. Если время подходит – вы можете выдохнуть и придерживаться его.

При наличии недовольств, частых ночных пробуждений, беспочвенных истерик стоит еще немного «поиграть» со временем, добавляя или убавляя ВБ, изменяя длительность или количество дневных снов и время ухода в ночь.

Признаки, по которым вы можете понять, что ребенку подходит подобранный режим.

  1. Малыш не сопротивляется укладыванию. Если он плачет и никак не хочет уходить в сон, то это может сигнализировать как о недогуле (ребенку просто не хватило времени, чтобы устать, сон длится обычно около получаса, а малыш встает бодрым и отдохнувшим), так и перегуле (слишком большое ВБ или слишком много активности).
  2. Малыш засыпает в течение 30 минут. Если он засыпает буквально сразу, едва его тело коснулось кроватки, то, скорее всего, имеет место ошибка в выборе длительности ВБ – ему этого времени много.
  3. Сны хорошо продлеваются.
  4. Малыш спит хорошо, не просыпаясь каждые 5-10 минут, чтобы попросить помощи.

Для успешного обучения СЗ необходимо наладить баланс между активным и спокойным ВБ – активного должно быть около 60 %. В это время вы занимаетесь с ребенком всем тем, что дает его энергии выплеснуться – делаете массаж, гимнастические упражнения, рисуете, изучаете что-то новое, играете.

Спокойное ВБ (его еще называют «мостиком» в сон) – время, когда вы потихоньку начинаете готовить малыша ко сну, заставляя его замедлиться и слегка заскучать. Здесь можно читать книги, слушать аудиосказки, носить ребенка на руках, выполнять мягкие поглаживания и т. д.

Длительность мостика увеличивается в зависимости от возраста ребенка. Для малышей от 0 до 3 месяцев достаточно 15-20 минут спокойного ВБ, от 3 до 6 месяцев – 30 минут, от 6 до 12 месяцев – 40-50 минут, от года – примерно одного-полутора часов.

Затем начинается ритуал – действия мамы, выполняемые в одной и той же последовательности на каждый сон, чтобы сформировать у ребенка привычку засыпать после их завершения.

Он не должен быть долгим – достаточно нескольких минут – и должен соответствовать возрасту малыша. Можно подойти к окну, задернуть шторы, выключить свет, попрощаться со всеми домочадцами и спеть колыбельную песню – это и будет ритуалом, который поможет настроиться малышу на сон.

На отлаживание ритмов жизни отводится минимум одна неделя – это время нужно для поиска «окошек в сон» и подбора подходящего ребенку режима.

Ослабленные или отсутствующие ассоциации на сон

Далее стоит заняться ослаблением ассоциаций на сон, которые присутствуют практически у каждого ребенка.

Это могут быть укачивания на руках, на фитболе, грудь мамы, что помогает малышу уснуть. Перед началом ослаблений ассоциаций на засыпание (далее – АЗ) необходимо ввести дополнительные ассоциации (далее – ДАЗ).

В качестве ДАЗ можно использовать шипение и похлопывание. Они не такие энергозатратные, как АЗ, но с их помощью реально продлевать сны и даже заменить ими АЗ.

Как ослабить АЗ.

  1. До засыпания забрать АЗ – буквально за секунду до закрытия глаз малыша снизить амплитуду укачиваний или достать грудь изо рта ребенка. Проснулся – все начинается заново до тех пор, пока малыш не уснет в новых предложенных обстоятельствах. Не допускайте истерик на этом этапе.
  2. На каждом успешно пройденном этапе вы можете зафиксироваться на 2-3 дня, давая ребенку привыкнуть к новым обстоятельствам.
  3. Далее каждые 2-3 дня смещайте АЗ на все более ранний этап, доводя до конечного результата – укачивание либо совсем исчезает, либо заменяется на статическое пребывание в руках родителя, а сосание груди переходит в другую комнату за 10-15 минут до предполагаемого сна.

На данный этап специалисты отводят примерно 2 недели – вы можете продолжать вводить ДАЗ, ослабляя АЗ. Вместо укачиваний шипеть или ритмично похлопывать ребенка по попе, во время кормления грудью также похлопывать или шипеть, постепенно забирая грудь все раньше и раньше.

Четкий выбор методики и следование правилам

Когда предыдущие пункты успешно завершены, самое время выбрать для себя одну из предложенных выше методик и четко следовать ее правилам.

У вас уже есть отлаженный режим (без прикрас скажу, что на время обучения СЗ он снова «съедет», но позволит ребенку не пересыпать и не недогуливать до начала обучения). АЗ ослаблены или заменены на ДАЗ, а это практически половина дела.

Тщательно изучите понравившуюся вам методику и трезво оцените свои силы. Например, для методики Вайсблута или Фербера вам понадобятся недюжинные усилия выдержать слезы своего ребенка, а для «Обнял – положил» – силы на постоянные наклоны в кроватку и удерживание ребенка в руках в течение нескольких недель.

Заручитесь поддержкой близких, при необходимости обратитесь к специалисту по детскому сну – с его поддержкой вы достаточно быстро сможете достичь нужного вам результата.

Ошибки при обучении

Даже после прочтения данной статьи вы можете столкнуться с распространенными ошибками, которые совершают родители, обучающие СЗ своих детей.

Излишние ожидания

Вы можете быстро ждать результата, при этом он необязательно появится сразу.

Несоответствие возрастным рамкам

Все методики предполагают использование их, начиная с возраста 4-5 месяцев жизни малыша.

Адекватный режим

Он должен быть налажен до начала обучения СЗ – ночь длится не менее 10 часов, количество дневных снов соответствует возрасту ребенка, балансы активного и спокойного ВБ соблюдены, найдены индивидуальные «окошки в сон».

Наличие ограничений по здоровью

Не рекомендуется начинать обучение СЗ в период болезней, недосыпа или пересыпа, скачка роста, прорезывания зубов.

Вы скажете, что тогда научить СЗ нереально, но это не так – между всеми этими неприятными мероприятиями точно есть «светлые» участки времени – ими нужно вовремя воспользоваться.

Начало обучения с дневного сна

Исключение – обучение СЗ только на дневные сны. Начинать всегда нужно с ночного сна, ведь на него ребенок точно уснет, даже если будет засыпать несколько часов.

С дневными же снами ситуация иная. Давление сна может быть снижено, «окошко в сон» пропущено, и, как следствие, к ночи вы получите перевозбужденного и уставшего ребенка, который без протеста уже точно не заснет.

Непоследовательность

Необходимо четко следовать правилам методики, иначе результата можно не увидеть. Исключения – резкая реакция со стороны ребенка, заключающаяся в явном протесте засыпать по новым правилам, а также проблемы со здоровьем.

Зная эти ошибки, вы существенно повышаете шансы на успех при обучении СЗ.

Личный опыт

Первый раз я обратилась к консультанту по детскому сну в возрасте 7 месяцев сына. Среди наших общих проблем были укачивания на фитболе или в коляске, частые ночные просыпания, сон на груди и отсутствие личного свободного времени во время снов ребенка.

Консультант предложила начать работу с заполнения дневника в течение 3 дней. Там я должна была отмечать, как долго длилось укладывание, как засыпал малыш, нуждался ли он в помощи при продлении сна, как спал, сколько было пробуждений и что я делала для того, чтобы он уснул снова.

Это нужно сделать для того, чтобы сориентироваться в собственном графике. Табличные нормы детского сна предлагают усредненные варианты ВБ, количества и продолжительности снов. Важно отталкиваться от собственного малыша, у которого может быть свое мнение по поводу этих таблиц.

Так выглядела таблица в Excel – ее можно создать и самостоятельно

Далее консультант просмотрела наш дневник и дала рекомендации по структуре ВБ (необходимо было делить день на активное и спокойное время), условиям сна (затемненная проветренная комната, влажность 40-60 %, тишина или использование белого шума) и поиску так называемых «окошек сна».

Условия сна и структура ВБ

«Окошки в сон»

Чтобы перейти к самостоятельному засыпанию, нужно соблюсти несколько условий:

  • наладить структуру ВБ – активное время, спокойное время, «мостик» в сон и ритуал;
  • ослабить или полностью уйти от ассоциаций на засыпание – в нашем случае это были укачивания на фитболе или в коляске и сон на груди;
  • спустя примерно 2-3 недели от начала первого действия начинать обучение по выбранной методике.

Описание методик самостоятельного засыпания

Я выбрала методику «Обнял – положил» – она показалась наиболее комфортной для сына и подразумевала много помощи с моей стороны.

Но, к сожалению, мы остановились на этапе перекладывания ребенка в кроватку – он категорически отказывался засыпать в ней и продлевать свои сны, устраивая мне громкие истерики.

Мы приостановили обучение, но при этом уже смогли уйти от укачиваний на мяче, а сын стал засыпать или на моих руках, или лежа рядом со мной на кровати, пользуясь грудью.

Спустя некоторое время мы вернулись к обучению, но уже по самой мягкой методике Фейдинг. Она предполагает очень плавный подход, много помощи со стороны родителя и длительное ожидание результата (до 3 месяцев).

Описание методики Фейдинг (часть 1)

Описание методики Фейдинг (часть 2)

Опуская подробности, скажу, что и ее мы не довели до логического завершения, остановившись на том, что ребенок засыпает рядом со мной или другим взрослым (9 этап).

Так продолжается и до сих пор (сыну 2,5 года). На единственный дневной сон он засыпает сам в детском садике или рядом со мной (в выходные дни и на больничном).

Около года ему требуется минимальная моя помощь – она ограничивается колыбельной и поглаживаниями по спине, после чего я могу отвернуться, а сын засыпает сам.

Сейчас он может проснуться в дневной или ночной сны пару раз, чтобы проверить обстановку (наличие меня рядом), но все чаще случаются дни, когда я могу отойти от него и заняться своими делами.

Но, к удовольствию обеих сторон, обычно я выбираю отдых на кровати рядом с сыном, а все бытовые дела – готовка, стирка, уборка – делаю вместе с ним.

Ребенок уже не мешает, а, наоборот, помогает – может загрузить стиральную машину или достать из нее чистое белье, помочь развесить, во время приготовления пищи помогает (может помыть овощи, например) и активно комментирует все процессы.

В итоге могу сказать, что мы не освоили самозасыпание в полной мере и в том смысле, который в него вкладывается, но нашли подходящие способы укладывания и продления снов, которые устраивают нас обоих.

Кроватку я продала, сын спит вместе со мной, засыпает сам и достаточно быстро (обычно ему хватает 10 минут).

Спит крепко, ночью может проснуться 1-2 раза, но засыпает сам или с моей помощью (могу погладить или сказать: «Сейчас ночь, все спят – ты тоже спи»). Высыпает свою норму и в течение дня выглядит отдохнувшим и активным ребенком.

Заключение

Чтобы научить ребенка самозасыпанию, необходимо проделать целый комплекс мероприятий.

  1. Наладить режим дня, найти «окошки в сон», поделить день на активное и спокойное ВБ, ввести ритуал.
  2. Ослабить или заменить АЗ на ДАЗ.
  3. Выбрать методику и четко следовать ее правилам.

Только совокупность всех условий способна обеспечить вам качественное и результативное обучение самозасыпанию.

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Россияне ответили, готовы ли они отправить детей работать дворником или курьером

Невролог Коньшина рассказала, почему у детей бывает плохой почерк

Как украсить класс в школе на Новый год 2021

Психолог Преснова рассказала, как выбрать книгу для ребенка

«Поэтому» — как пишется правильно, слитно или раздельно

Чем занять ребенка летом на открытом воздухе: топ-6 примеров

Эндокринолог Тараско дала совет родителям, что делать при первых признаках ожирения у ребенка

Нетрадиционное спортивное оборудование для детского сада

Бальные и спортивные танцы для детей — в чем польза, как выбрать

Врач Нелидов объяснил, как уберечь ребенка от наркомании

Женщина родила ребенка ночью в море во время заплыва

Когда сцены поцелуев могут травмировать детскую психику

Ваш комментарий

5 + 2 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее