Образование

Непроверяемые гласные в корне – как их находить, правильно объяснять и запоминать

Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.

Непроверяемые гласные в корне – что это Непроверяемые гласные в корне – как их находить, правильно объяснять и запоминать1

Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.

Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.

Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых

Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.

Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.

А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».

В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».

Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся

Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.

Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.

В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».

Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.

На чем основывается выбор непроверяемой гласной

Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?

Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».

И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.

Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой

Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.

Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.

А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.

Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.

Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».

Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными

Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».

Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.

Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:

  1. Что?
  2. Где?
  3. Почему?

Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.

А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».

В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».

Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.

Какими словарями пользоваться

Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.

В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:

Ответ Гугла о правописании слова Линолеум

Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:

Форма для поиска на сайте Грамота.ру

Как выучить непроверяемые гласные

В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.

Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.

Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.

Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:

  1. Bi2o2t.ru – полностью бесплатный сервис для запоминания словарных слов. Чтобы начать заниматься, не надо даже регистрироваться. Просто переходите на сайт и начинаете вставлять пропущенные буквы в слова. Для каждого слова есть подсказки.
  2. Блицтест – этот сайт хорош тем, что позволяет выбрать класс. И если вы учитесь в седьмом классе, то тренажер не будет вам показывать словарные слова для десятого класса. Это очень удобно, если вам надо подготовиться к словарному диктанту или контрольной работе. Тренажер бесплатный, заниматься можно как в режиме проверки, так и в режиме изучения нового материала. Предусмотрена возможность делать работу над ошибками. Попробуйте, вам понравится.

Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.

Полезные материалы по теме статьи

Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.

На заметку

В некоторых учебниках теория русского языка может чуть отличаться. Например, автор приведённого мной учебника (В. В. Бабайцева) считает, что -ть в глаголах – это суффикс, а Шанский – что это окончание. Но подобные спорные вопросы никто не проверяет на экзаменах по русскому, поэтому переживать не о чем.

Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.

Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.

Тренажеры по русскому языку

На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.

И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.

Вот примеры моих статей:

  1. Также.
  2. Вовремя.
  3. Как ни.
  4. Несмотря на.
  5. Вследствие.

Заключение

Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.

Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Самые лучшие онлайн-курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку

Как пишется «не было» – как легко запомнить правило и как объяснять эту орфограмму в школе

Родительный падеж – на какие вопросы он отвечает, что обозначает и как отличить его от других падежей

Односложные слова – что это, какие есть типы односложных слов и что надо о них знать

Неологизмы – какие это слова и что про них надо знать в школе

Курсы немецкого языка – самые лучшие онлайн-программы

Примете или примите – как пишется слово, как запомнить правило и объяснить его на уроке

Что такое архаизмы – даю понятное и правильное определение, привожу типы архаизмов

В продолжение или В продолжении – как правильно пишется слово и как запомнить правило

Безличные предложения – объясняю тему понятным языком, учу находить эти предложения в тексте

Какой язык учить – какой иностранный язык нужнее, какой проще и как вообще выбирать

Что такое антонимы – объясняю простым языком и привожу примеры типов антонимов

Ваш комментарий

+ 85 = 92

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее