Пишем вот так: «подъезд». В этом слове четыре орфограммы, давайте их все разберем.
В слове «подъезд» целых четыре орфограммы. И на уроке учительница может попросить вас объяснить каждую из них. Давайте внимательно проанализируем это слово и научимся писать его правильно.
Я постараюсь рассказать вам о каждой орфограмме максимально доступно, чтобы у вас точно не осталось вопросов.
Как пишется «подъезд»
Слово пишется так: «подъезд». Посмотрите на него и запомните. Теперь давайте проанализируем каждую орфограмму.
Твердый знак
Я начинаю именно с этого правила, потому что оно вызывает больше всего вопросов. Почему в «подъезде» пишется твердый знак, и почему именно твердый, а не мягкий?
Смотрите, здесь действует такое правило: «После приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я пиши твердый знак».
Приставка в этом слове – «под». А корень – «езд». Однокоренные слова: ездить, езда, въезжать. Вот и получается, что приставка заканчивается на согласный «д», а корень начинается с «е».
Если твердый знак не поставить, то «е» будет произноситься без «j» и получится [пад’эст]. А вот если мы его ставим, то появляется «j» и мы произносим [падjэст].
Если вам сложно запоминать, почему пишется Ъ, а не Ь, то запоминайте так. Произнесите слово «подъезд» – «д» произносится твердо. Следовательно, мягкого знака тут никак не может быть. Поэтому пишем твердый знак.
Чтобы графически объяснить эту орфограмму, подчеркните одной чертой три буквы: «дъе», а затем еще одной – «д» и «е», выделите приставку «под» и корень «езд». Этого будет достаточно. Вы покажете, что написали твердый знак, потому что он после приставки на согласную и при этом перед «е».
Получиться должно примерно так.
Под или Пад
Приставки «пад» нет. Ее просто не существует в русском языке. Если вам надо будет объяснить на уроке, почему «подъезд» пишется через «о», то прямо так и говорите: «Приставки пад- нет».
А графически оформляйте объяснение следующим образом. Проведите одну черту под «о» – так вы покажете, что мы сомневаемся в этой букве и ее надо проверить. Поставьте ударение – оно будет падать на «е». Ударение нужно для того, чтобы доказать, что «о» вызывает сомнения. Выделите часть слова, в которой находится сомнительная буква – приставку «под». А рядом в скобках напишите объяснение – «пад нет».
Зд или Ст
На конце этого слова мы слышим [ст], но пишем «зд». Давайте разберем, почему так происходит.
Мы слышим на конце [т], потому что происходит процесс под названием «оглушение». Звонкий согласный оглушается и произносится как глухой. [Д] превращается в [т].
А [с] на месте [з] мы произносим потому, что его оглушает вот этот «оглушившийся» [т].
Превращение звука [з] в [с] под влиянием [т] правильнее называть не оглушением, а ассимиляцией по глухости. Ассимиляция – то есть уподобление. Звонкий согласный уподобляется глухому согласному и сам становится глухим. А оглушение – это когда звук на конце слова. Он «глушится» как бы сам по себе, никто на него не влияет.
Но ассимиляция – вузовский термин. В школе вы его вряд ли встретите.
Чтобы проверить «д», нужно подобрать такое однокоренное слово или словоформу, чтобы после согласного шел гласный или сонорный.
Например, подойдет словоформа «подъезды». А «з» проверить никак нельзя – только запомнить.
Когда будете проверять «д», оформляйте свое объяснение так. Букву «д» в обоих словах подчеркивайте одной чертой, выделяйте корень «езд», а гласный после «д» подчеркивайте двумя чертами. Так вы покажете, что с помощью гласного проверили сомнительный согласный.
Ударение здесь аналогично можно не ставить, потому что мы проверяем согласный, а не гласный.
Вот мое видео о том, как объяснять сомнительные гласные и согласные в словах. Обязательно посмотрите и объясняйте также. Чтобы у вас в голове была систематизированная информация.
О чем еще надо помнить
Когда будете делать фонетический разбор этого слова, не забудьте, что «е» обозначает два звука: [й] и [э]. Оформить это надо так:
Помните также о том, что Ъ не входит ни в какую морфему. Он находится на стыке двух морфем – между приставкой «под» и корнем «езд».
У слова «подъезд» нулевое окончание. Когда вы делаете его морфемный разбор, вы должны рядом со словом нарисовать пустой квадрат. Чтобы доказать, что окончание нулевое, просто измените слово: подъезд – подъезды.
Что еще почитать
Если вам нужно быстро выучить русский и научиться писать более грамотно, посмотрите статью с обзором курсов по русскому. В самое начало этой статьи я вынес бесплатные материалы – хорошие электронные пособия, приложения-тренажеры. Скачайте их все и постепенно начинайте изучать. А потом, если будет нужно, воспользуетесь платными полезностями.
Еще несколько статей, которые могут вам пригодиться:
- Что такое орфография – в этой статье я сначала подробно объясняю суть орфографии как науки, а потом рассказываю, как правильно ее изучать. Вы узнаете, как работать с орфографическими правилами, чтобы надолго сохранять их в памяти.
- Как научиться писать грамотно. Подойдет всем, у кого проблемы с правописанием.
- Как делать фонетический разбор.
- Как делать морфемный разбор – как правильно выделять приставки, корни, суффиксы и окончания в словах.
- Как пополнить словарный запас.
Заключение
В сегодняшней статье мы разобрали слово «подъезд», которое оказалось совсем не простым. Все ли вам понятно? Остались ли вопросы? Сможете ли вы теперь легко прокомментировать это слово у доски, правильно объяснить в нем все орфограммы?
Жду ваших вопросов и отзывов в комментариях, всем спасибо!