Образование

Познание – что это такое понятным языком, для чего оно нужно и каким бывает

Постижение тайн действительности.

Что такое познание и каковы его функции Познание – что это такое понятным языком, для чего оно нужно и каким бывает1

Познание – это вид деятельности, процесс активного постижения действительности разными способами и методами, приобретение человеком новых знаний, открытие ранее неизвестного. 

Цели познания

Человечество путем познания получает знания, наполняет сознание образами предметов, информацией об их внутреннем и внешнем строении.

Существует:

  • непосредственная цель познания – получение теоретического истинного, глубинного знания об объекте;
  • опосредованная – применение на практике полученных знаний.

Практическая деятельность является стимулом, основанием, истинной целью человечества для познания окружающей действительности.

Участники познания

В нем есть субъект и объект.

Субъект – тот, кто изучает (благодаря приборам, компьютерам и разным другим установкам) объект. Заниматься этим может любая группа людей, организация, один человек.

Объект – то, что изучает субъект. Это природные, материальные, духовные, личностные, психологические явления. Субъект и объект тесно связаны и могут меняться местами. Например, человек изучает и создает машину, которая затем сможет определять у человека заболевания. То есть человек станет объектом «познания» для машины.

Познавательная деятельность имеет разные уровни и методы исследования окружающего мира.

Уровни познания

Есть три уровня:

Первый – чувственное (конкретно-образное). Оно подразумевает получение информации о мире через осязание, зрение, обоняние, слух, вкус. Имеет три формы:

  • Ощущения. Они помогают нам познавать мир, ощущая его. То есть получать информацию о цвете, вкусе, запахах, форме, звуках (снег холодный).
  • Восприятие. Оно позволяет объединять ощущения и сопоставлять их с каким-то одним предметом (снег холодный, белый, беззвучный, безвкусный, пахнет свежестью).
  • Представление. Оно рисует образы, которые возникают в памяти, благодаря ранее виденной картине (летом, в жару память восстанавливает образ того самого холодного, белого, «пахнущего» свежестью снега).

Чувственный процесс познания дает информацию только о внешних свойствах некоторых предметов. Для более глубокого постижения сущности вещей, явлений, закономерностей процессов, анализа чувственной информации, человек использует свой разум.

Поэтому следующий тип познания – рациональное, или абстрактно-логическое. Оно осуществляется благодаря мышлению. Результат рационального познания выражается в трех формах:

  1. Понятия. Это когда ваш разум выделил один, самый важный признак предмета. Вот вы увидели, что вода течет по земле и сказали – «ручей». Увидели стоячую воду с камышами и тиной – сказали «болото».
  2. Суждения. Это «да» и «нет». Например: снег – это осадки (да), снег – это песок (нет).
  3. Умозаключение. Это когда вы сделали вывод из нескольких суждений Например, все осадки полезны для почвы, снег – это осадки, значит снег полезен.

Есть еще иррациональное познание мира. Оно происходит благодаря озарению, медитации, интуиции – способностям, которые не поддаются логическому объяснению.

Формы познания

Есть вот такие шесть форм:

  1. Научное признает только факты – всё, что достоверно, систематизировано, доказано.
  2. Философское дает общее объяснение тайн природы, окружающего мира и человека с точки зрения теории рассуждения.
  3. Художественное раскрывает всю многогранность мира посредством художественных образов. Не стремится быть доказательным и обоснованным (фильмы, театры, музыка, литература, изобразительное искусство, народное творчество).
  4. Религиозное предлагает человеку абсолютные идеалы, моральные нормы, ценности и образное отражение действительности, веру в в религиозные писания (библия, коран, тора).
  5. Мифологическая форма подразумевает веру в сверхъестественное, в несуществующие силы природы (Ра – бог солнца, он вызывает засуху, ему нужна жертва, после жертвоприношения пойдет дождь).
  6. Самопознание изучает поведение социума, общественные взаимоотношения людей, разных групп и сообществ, выявляет в них закономерности, процессы.

Методы познания

Эмпирические:

  1. Наблюдение – слежение за объектом со стороны.
  2. Эксперимент – фиксирование данных об объекте, который находится в искусственно созданных условиях.
  3. Измерение – производится с применением определенных приборов для установления веса, роста, скорости, длительности, величины объекта и т. д.
  4. Сравнение – путем сопоставлений производится анализ свойств изучаемого с уже изученным объектом.

Теоретические:

  1. Анализ – подразумевает расчленение предмета изучения на составные части.
  2. Синтез – воссоздание из составных частей расчлененного предмета.
  3. Классификация – распределение объектов в группы по общим признакам.
  4. Сравнение – нахождение в сравниваемых объектах признаков сходства и различия.
  5. Систематизация приводит полученные знания в систему, распределяя их по внутренней сущности объектов.
  6. Конкретизация – процесс получения более углубленных знаний из общих представлений.
  7. Абстрагирование – мысленное нестандартное «видение» предмета (явления) с неожиданной стороны.
  8. Дедукция – познавательная деятельность, характеризующаяся умозаключением от общего к частному (зимой, в теплую и пасмурную погоду идет снег, сейчас такая погода, значит вероятен снег).
  9. Индукция – умозаключение, гипотеза, выведенная из нескольких разных фактов (по разным районам города сегодня нет снегопадов, значит и у нас не будет).
  10. Идеализация – мысленное видение, придумывание совершенного объекта, идеала, к которому нужно стремиться.
  11. Моделирование – создание изученного ранее экспериментального объекта, (того, что существует реально) с целью более глубинного его познания (например, модель строения земли, луны и т.д).

Постоянно развивающийся мир, созданный человечеством, служит примером применения его знаний. Не как итог деятельности, а лишь ступень, ведущая к более высокому уровню развития.

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Как пишется Как ни – даю простое объяснение, чтобы вы запомнили

Сколько соток в гектаре и как легко переводить гектары в сотки и квадратные метры

Что такое дополнение – объясняю так, чтобы вы поняли, учу отличать прямое дополнение от косвенного

Имена числительные – что это такое, как не путать их разряды и что про них надо знать

Определенно-личные предложения – объясняю понятным языком, что это такое

Как найти площадь прямоугольника – 9 формул с лайфхаками и примерами

Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку – только самые лучшие

Как пишется «приходи» – с «е» или «и» и как правильно объяснять его правописание

Не с прилагательными – когда пишется слитно, когда раздельно и как легко запомнить

Как пишется Несмотря на – самое простое объяснение, чтобы вы точно поняли

Однородные члены предложения – что это такое понятным языком и что про них надо знать

Что такое сказка простым языком, что отличает сказку как жанр и какой она бывает

Ваш комментарий

4 + = 5

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее