Постижение тайн действительности.
Познание – это вид деятельности, процесс активного постижения действительности разными способами и методами, приобретение человеком новых знаний, открытие ранее неизвестного.
Цели познания
Человечество путем познания получает знания, наполняет сознание образами предметов, информацией об их внутреннем и внешнем строении.
Существует:
- непосредственная цель познания – получение теоретического истинного, глубинного знания об объекте;
- опосредованная – применение на практике полученных знаний.
Практическая деятельность является стимулом, основанием, истинной целью человечества для познания окружающей действительности.
Участники познания
В нем есть субъект и объект.
Субъект – тот, кто изучает (благодаря приборам, компьютерам и разным другим установкам) объект. Заниматься этим может любая группа людей, организация, один человек.
Объект – то, что изучает субъект. Это природные, материальные, духовные, личностные, психологические явления. Субъект и объект тесно связаны и могут меняться местами. Например, человек изучает и создает машину, которая затем сможет определять у человека заболевания. То есть человек станет объектом «познания» для машины.
Познавательная деятельность имеет разные уровни и методы исследования окружающего мира.
Уровни познания
Есть три уровня:
Первый – чувственное (конкретно-образное). Оно подразумевает получение информации о мире через осязание, зрение, обоняние, слух, вкус. Имеет три формы:
- Ощущения. Они помогают нам познавать мир, ощущая его. То есть получать информацию о цвете, вкусе, запахах, форме, звуках (снег холодный).
- Восприятие. Оно позволяет объединять ощущения и сопоставлять их с каким-то одним предметом (снег холодный, белый, беззвучный, безвкусный, пахнет свежестью).
- Представление. Оно рисует образы, которые возникают в памяти, благодаря ранее виденной картине (летом, в жару память восстанавливает образ того самого холодного, белого, «пахнущего» свежестью снега).
Чувственный процесс познания дает информацию только о внешних свойствах некоторых предметов. Для более глубокого постижения сущности вещей, явлений, закономерностей процессов, анализа чувственной информации, человек использует свой разум.
Поэтому следующий тип познания – рациональное, или абстрактно-логическое. Оно осуществляется благодаря мышлению. Результат рационального познания выражается в трех формах:
- Понятия. Это когда ваш разум выделил один, самый важный признак предмета. Вот вы увидели, что вода течет по земле и сказали – «ручей». Увидели стоячую воду с камышами и тиной – сказали «болото».
- Суждения. Это «да» и «нет». Например: снег – это осадки (да), снег – это песок (нет).
- Умозаключение. Это когда вы сделали вывод из нескольких суждений Например, все осадки полезны для почвы, снег – это осадки, значит снег полезен.
Есть еще иррациональное познание мира. Оно происходит благодаря озарению, медитации, интуиции – способностям, которые не поддаются логическому объяснению.
Формы познания
Есть вот такие шесть форм:
- Научное признает только факты – всё, что достоверно, систематизировано, доказано.
- Философское дает общее объяснение тайн природы, окружающего мира и человека с точки зрения теории рассуждения.
- Художественное раскрывает всю многогранность мира посредством художественных образов. Не стремится быть доказательным и обоснованным (фильмы, театры, музыка, литература, изобразительное искусство, народное творчество).
- Религиозное предлагает человеку абсолютные идеалы, моральные нормы, ценности и образное отражение действительности, веру в в религиозные писания (библия, коран, тора).
- Мифологическая форма подразумевает веру в сверхъестественное, в несуществующие силы природы (Ра – бог солнца, он вызывает засуху, ему нужна жертва, после жертвоприношения пойдет дождь).
- Самопознание изучает поведение социума, общественные взаимоотношения людей, разных групп и сообществ, выявляет в них закономерности, процессы.
Методы познания
Эмпирические:
- Наблюдение – слежение за объектом со стороны.
- Эксперимент – фиксирование данных об объекте, который находится в искусственно созданных условиях.
- Измерение – производится с применением определенных приборов для установления веса, роста, скорости, длительности, величины объекта и т. д.
- Сравнение – путем сопоставлений производится анализ свойств изучаемого с уже изученным объектом.
Теоретические:
- Анализ – подразумевает расчленение предмета изучения на составные части.
- Синтез – воссоздание из составных частей расчлененного предмета.
- Классификация – распределение объектов в группы по общим признакам.
- Сравнение – нахождение в сравниваемых объектах признаков сходства и различия.
- Систематизация приводит полученные знания в систему, распределяя их по внутренней сущности объектов.
- Конкретизация – процесс получения более углубленных знаний из общих представлений.
- Абстрагирование – мысленное нестандартное «видение» предмета (явления) с неожиданной стороны.
- Дедукция – познавательная деятельность, характеризующаяся умозаключением от общего к частному (зимой, в теплую и пасмурную погоду идет снег, сейчас такая погода, значит вероятен снег).
- Индукция – умозаключение, гипотеза, выведенная из нескольких разных фактов (по разным районам города сегодня нет снегопадов, значит и у нас не будет).
- Идеализация – мысленное видение, придумывание совершенного объекта, идеала, к которому нужно стремиться.
- Моделирование – создание изученного ранее экспериментального объекта, (того, что существует реально) с целью более глубинного его познания (например, модель строения земли, луны и т.д).
Постоянно развивающийся мир, созданный человечеством, служит примером применения его знаний. Не как итог деятельности, а лишь ступень, ведущая к более высокому уровню развития.