Актеры

«Самое тяжелое я уже пережила»: актриса Александра Урсуляк — о женской роли в кино и жизни

Специальный показ фильма Владимира Грамматикова «Смотри на меня!» состоялся в рамках ММКФ-46. Главную роль в ленте исполнила Александра Урсуляк. «Вечерняя Москва» побеседовала с актрисой.

Актриса Александра Урсуляк рассказала о женской роли в кино и жизни

© Вечерняя Москва

От идеи до завершения производства фильма прошло более семи лет. В основу сценария Андрея Кончаловского и Елены Киселевой легла биографическая история режиссера Владимира Грамматикова о том, как его мать с четырьмя детьми две недели ехала в товарном вагоне из Свердловска (сейчас Екатеринбург) в Москву. Актриса Александра Урсуляк сыграла в ленте Нину Левицкую.

Александра, прототип вашей героини — мать режиссера. Какая она, ваша Нина?

— Я считаю, это очень ответственная роль. Счастлива, что Владимир Грамматиков доверил мне сыграть маму. Какой была сама Нина Иосифовна, я знаю мало, только обрывками, по воспоминаниям и рассказам о ней Владимира Александровича. Но все-таки у нас не байопик, не историческая лента, так что получился собирательный образ матери. Чтото привнес в эту героиню автор сценария Андрей Кончаловский, что-то я.

— Слышала, что это своеобразный гимн женщине, матери. Какие главные качества должны быть у женщины, у матери? Насколько это разные или схожие состояния: быть женщиной и быть матерью?

— Думаю, скорее схожие. Ведь женщину в первую очередь отличает от мужчин именно возможность произвести на свет других людей, это очень ответственная функция. Еще женщине свойственно заботиться о людях, которых она родила, приручила, воспитывает… Любить и заботиться — это, пожалуй, самое главное.

— У вас трое детей, у героини фильма четверо. Насколько сложно управляться с таким большим количеством маленьких людей?

— Это, конечно, вопрос организации. И, что касается нашего фильма, конечно, в те времена были совсем другие условия. Даже чисто с бытовой точки зрения то, через что проходили наши бабушки, даже наши мамы, ни в какое сравнение нельзя ставить с той жизнью, с тем качеством материнства, которые мы можем позволить себе сейчас. Тогда все было намного труднее и сложнее. Люди в этом плане не так щадили себя: хочу ли я, могу ли я — так вопрос не стоял. Если говорить обо мне, слава богу, все самое тяжелое я уже пережила, у меня все уже почти выросли.

— В вашей фильмографии много интересных проектов. Как выбираете, в чем участвовать: по сценарию, по команде, которая создает проект, или по каким-то иным критериям?

— Знаете, мне очень повезло, потому что в кино мне предлагают очень разные истории: от арт-хауса, семейно-фундаментального кино до каких-то очень простых комедийных сериалов. Мне доверяют и какие-то драматичные, сложные роли, и что-то веселое, легкое. Для меня очень ценно, что во мне почему-то видят возможность все это сделать. Так что да, это абсолютно разножанровые истории, и я счастлива, что меня не используют в каком-то одном качестве. Поэтому каждый раз в своем выборе я исхожу просто из того, что происходит. Понимаю, что, если долго играешь одно и то же, конечно, надо согласиться на что-то супернепохожее, сменить картинку, иначе можно просто застрять в привычном образе. Это тоже стараюсь учитывать, следить за разнообразием.

— Что касается воспитания: знаю, что вы преподаете актерское мастерство в ГИТИСе. Каково это, быть преподавателем? Насколько привязываешься к людям, которых учишь?

— Честно скажу, что не считаю себя настоящим педагогом, с этим видом деятельности мне еще нужно разобраться, потому что в нем есть свой смысл, но пока я еще как-то неправильно организована для этого, наверное. А что касается наших ребят, то, конечно, я очень привязана к ним. Там возникает неформальное общение, отношения, чем-то напоминающие родственные. Я рада тому, что эти люди есть и будут в моей жизни. Ведь когда оканчиваешь институт, это же не финал, а только начало. Это все мои будущие коллеги. Я могу во многом быть полезной им, помогать, а они мне — у нас, мне кажется, впереди очень большая жизнь.

— А к своим мастерам (Дмитрий Брусникин (1957–2018) и Роман Козак (1957–2010) после окончания университета вы обращались?

— Я все время обращаюсь к мыслям моих учителей. Мне кажется, что годы учебы — это приглашение, только легкое знакомство, потому что вся остальная работа начинается потом, и это другие, отдельные взаимоотношения.

— В копилке ваших наград есть и «Золотой орел», и «Золотая маска»… Что для вас они значат?

— Безусловно, это не то, о чем думаешь с утра до вечера. Но дело в том, что профессия, которой мы занимаемся, настолько эфемерная… Вот кто-то сходил к вам на спектакль и сказал, что это хороший спектакль, а ты как артист хорошо играешь. А другой человек, который сидел с ним рядом, сказал, что это ужасный спектакль и что играешь ты отвратительно. И ведь каждый имеет право на свое мнение. А как тебе в этой ситуации понять: ты все-таки хорошо сыграл или плохо, все было зря или нет? И каждый вечер ты выходишь со спектакля и не понимаешь: зря сотрясал воздух, или для кого-то это будет впечатлением на всю жизнь. Поэтому все-таки, когда собирается профессиональное сообщество, которое разбирается в твоем деле не на уровне «нравится/не нравится», а выносит свою оценку на уровне каких-то существенных критериев, и дает тебе эту медаль, она становится каким-то материальным подтверждением того, что вот в таком-то году тебя считали лучшей в этом деле. И как бы дальше ни сложилась твоя жизнь, даже если потом подумаешь: «Я не смогла быть актрисой, стала кем-то другим. Но вот в таком-то году была!», то награды — вещественное подтверждение свершившемуся факту. Это для меня важно, потому что иногда думаешь: «Господи, да что я там сделал? Ничего не сделал!» И обо всем забываешь. А приз тут как тут — хочешь не хочешь, вспомнишь, что было.

— Вы так интересно говорите, что со временем отношение к себе как к профессионалу меняется… Но разве это не так, что вот стала актрисой однажды, и все, всегда ею будешь?

— Нет. Ты каждый спектакль должна всем доказать, что ты актриса.

— Поделитесь, в какие моменты вы понимаете, что все это не зря?

— Когда понимаю, что могу этим приносить пользу своей семье или людям вокруг. Если кто-то во мне нуждается, значит, наверное, все это не зря.

— Какую пользу могут принести кино, театр? И как вы об этом узнаете?

— Как? Бывает, что приходишь в театр, а туда тебе прислали письмо из какого-нибудь далекого города, в котором ты когда-то был на гастролях. И вот человек пишет тебе, что после спектакля его жизнь перевернулась: что-то он перестал делать, а другое начал. И сейчас у него совсем другая жизнь. И вот для этого зрителя было очень важно посмотреть тот спектакль, или фильм, или еще что-то. Так что, да, искусство действительно влияет на людей.

ДОСЬЕ

Александра Урсуляк родилась 4 февраля 1983 года в Москве. Ее отец — режиссер Сергей Урсуляк, мать — актриса Галина Надирли.

В 2003 году окончила Школу-студию МХАТ, мастерскую Дмитрия Брусникина и Романа Козака, была принята в труппу Московского театра имени Пушкина.

В кино дебютировала в 2003 году в сериале «Вокзал». Сейчас в ее фильмографии около 70 фильмов и сериалов, включая «Время первых», «Шифр» и другие.

Источник: kino.rambler.ru

Похожие записи

Российская актриса назвала москвичей избалованными

Умерла актриса из фильма «Уроки французского» Галина Яцкина

Актриса Кристина Бабушкина станцевала без кольца на премьере

«Мои герои поменялись». Актер Александр Семчев перестал играть в кино добродушных толстяков

Голливуд, тяжелая болезнь сына, помощь Бога: как живет актер Егор Пазенко

Дружба переросла в любовь: как актриса Руби Сир связана с предстоящим релизом сингла «FRI(END)S» ВИ из BTS

У актера Антона Шагина выходит авторский сборник стихов и рисунков

Внешний вид Дженнифер Лоуренс на «Оскаре» смутил фанатов

Раскрыта причина отсутствия актеров «Друзей» на церемонии в память о Перри

Умер скандальный актер и спортсмен О. Джей Симпсон

Актер Дудник признался, что родители иногда борются с его звездной болезнью

«Невероятно горжусь». Джон Траволта похвастался успехами сына в катании на горных лыжах

Ваш комментарий

− 4 = 5

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее