Задайте вопрос. Если там есть мягкий знак, то он будет и в слове: «Должно (что делать?) светиться». «Светлячок (что делает?) светится».
Чтобы правильно написать слово «светится», задайте к нему вопрос. Смотрите: «Наклейка (что делает?) светится в темноте» – мягкого знака нет ни в вопросе, ни в глаголе. Другое предложение: «Наклейка может (что делатЬ?) светитЬся». Есть мягкий знак и в вопросе и в глаголе.
Таким способом можно проверять любые глаголы на тся/ться.
Собственно, это все правило. Далее я приведу несколько комментариев для тех, кто учится в школе. И проанализирую еще один вариант объяснения этого слова, которым пользоваться лучше не надо.
Как объяснять правописание слова «светится» в школе
Смотрите, если у нас глагол «светится», то в школе надо сказать, что это глагол в форме настоящего времени, поэтому мягкого знака в нем нет. Как понять, что время настоящее? По вопросу. Светлячок (что делает?) светится – он сейчас это делает, в настоящее время. Он не завтра это будет делать, то есть не в будущем. И не вчера он это делал, то есть не в прошлом.
А вот «светиться» – это инфинитив глагола, или его начальная форма. Инфинитив всегда отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?».
Идем дальше. Когда вы будете объяснять мягкий знак, вам надо будет указать, в какой морфеме, то есть в какой части слова он находится. И морфемы в этих двух словах будут чуть-чуть разные.
У глагола «светится» нет мягкого знака в окончании «ит». Как доказать учителю, что это правда окончание? Изменить слово. Светится – светятся. Меняется то, что между «свет» и «ся». Это и есть окончание.
У инфинитива же всегда окончанием будет «ть». Это просто надо запомнить.
Как не надо объяснять правописание этого слова
Мне в интернете встречалось вот такое объяснение. Если ударение падает на «е», то пишем без мягкого знака: свЕтится. Если на «и» – то с мягким: светИться.
В принципе, такая закономерность прослеживается у некоторых глаголов, но я вам не рекомендую запоминать вот это объяснение. Потому что оно не очень логичное, оно не показывает связи между вопросом и мягким знаком, между формой слова и его написанием. И не для всех глаголов такой принцип проверки работает. Учитель в школе такое объяснение не примет тоже.
Так что просто задавайте вопрос, и будет вам счастье.
Что еще почитать
Посмотрите мою статью с курсами по русскому языку. В начале статьи я описываю хорошие бесплатные материалы от Викиума, даю ссылки на подборки с бесплатной литературой.
Посмотрите вот эти статьи по правописанию слов, они очень популярны у наших читателей:
- Также или так же.
- Тоже или то же.
- В течение.
- В продолжение.
- Вследствие.
- Одеть или надеть. Эта статья не столько о правописании, сколько о различении значений паронимов. Но слова «одеть и «надеть» путают практически все люди, так что вам будет полезно разобраться.
Еще рекомендую вот эти три статьи:
- Как научиться писать грамотно. Там я даю практические упражнения, рекомендую хорошую литературу.
- Что такое орфография. Статья ценна не определением орфографии, а информацией о том, как запоминать орфографические правила. В конце статьи аналогично находится подборка дополнительных материалов.
- Орфограмма. Все 11 лет учебы в школе дети объясняют орфограммы. Надо научиться делать это правильно.
Я недавно сделал канал по русскому языку, периодически добавляю туда новые ролики. Вот пример одного моего видео, посмотрите.
Заключение
Мы поговорили о правописании слов «светится» или «светиться». Запомнили ли вы теперь, в чем между ними разница и как правильно определять, в каком слове надо писать мягкий знак, а в каком нет?
Если остались вопросы – буду ждать ваших комментариев.