В январе продажи машин на самом крупном авторынке мира упали на 22,7 процента по сравнению с декабрем 2023 года — до 2,44 миллиона единиц. Особенно тяжело пришлось производителям электрокаров: спрос на батарейные машины рухнул по отношения к декабрю на 37 процентов. В годичном сравнении рынок продемонстрировал рост, но из-за проблем в экономике эксперты опасаются длительного падения, которое будет наблюдаться в течение всего 2024 года.
Общий объем продаж в январе 2024 года увеличился почти в полтора раза — на 47,9 процента. Однако здесь играет роль эффект «низкой базы» января 2023-го, когда спрос на автомобили снизился на 38 процентов.
Что касается машин на новой энергии (NEV), в число которых входят электрокары, гибриды и водородомобили, то они занимают значительную часть рынка. На них пришлось 29,9 процента всех продаж. В годовом сравнении спрос и вовсе вырос на 78,8 процента.
Однако этого недостаточно, считают эксперты. В сравнении с декабрём продажи NEV упали на 37 процентов и оказались далеки от ожидаемого уровня. По словам генсека Китайской ассоциации легковых автомобилей Цуй Дуншу, электрокары и вовсе стали тормозом рынка.
Январское падение продаж автомобилей оказалось первым с августа 2023 года. Это объясняют серьезными трудностями, с которыми столкнулась китайская экономика, — спадом на рынке жилья и на фондовом рынке. Уверенности нет и в экспорте, так как запад рассматривает торговые ограничения в отношении Китая.
Однако пока Китай — крупнейший экспортер автомобилей в мире. В прошлом году страна поставила за рубеж 3,83 миллиона легковых машин, увеличив объем на 62 процента. Не последнюю роль в этом сыграла Россия, куда отгрузили около 800 тысяч автомобилей.