Это кино, которое определенно нельзя смотреть на голодный желудок. Медитативный фильм про кухню и любовь вряд ли поймет массовый зритель, зато наверняка оценит искушенный любитель фестивального кинематографа
«Открытие нового блюда способно больше осчастливить человечество, чем открытие новой звезды», — этой фразой можно описать отношение главных героев к кулинарии. Ее зовут Эжени, она гениальный повар при замке, и ей проще общаться с гостями за обедом посредством приготовленной еды. Его зовут Доден, он работает с Эжени двадцать лет и не обладает ее талантами, но он гурман и большой ее поклонник, мечтающий когда-нибудь на ней жениться.
Их отношения раскрываются через процесс готовки — чувственный и для кого-то излишне медленный. Все блюда сложные. Приведу несколько названий: жареное телячье каре шуази, камбала в сливках, торт с безе и мороженым. Все снято с невероятным чувством вкуса — так, что невольно погружаешься в эту медитативность — гастрономическую и визуальную, говорит главред «Бюллетеня кинопрокатчика», автор телеграм-канала Shamporova Юлия Шампорова:
Юлия Шампорова главред «Бюллетеня кинопрокатчика», автор телеграм-канала Shamporova «Начинаешь сопереживать героям, жить их страстью к кухне, к приготовлению еды, их вдохновением. Потому что перед нами два художника, которые посвятили свою жизнь приготовлению пищи, и это искусство, это требует таланта. И не зря, когда героиня в конце с волнением спрашивает: «Кто я для тебя: жена или кухарка?», — и получает ответ: «Кухарка», — для нее это высшая похвала, потому что ее оценивают не как просто жену или спутницу, а как равную. Если говорить про операторскую работу, здесь можно сравнить и с европейской бытовой живописью XIX века, и с натюрмортами, и с малыми голландцами, то есть это очень теплые тона, крупные планы, лица людей».
Снявший «Рецепт любви» Чан Ань Хунг — французский режиссер вьетнамского происхождения. Он смотрит в этом фильме на французскую культуру немного со стороны. Мне при просмотре было не совсем понятно, почему за «Рецепт любви» именно он получил режиссерскую награду на Каннском фестивале: тут скорее стоило оценить завораживающую операторскую работу. Но так считают не все. Продолжает кинокритик РБК, «Правил жизни» и Forbes Woman Елена Зархина:
Елена Зархина кинокритик РБК, «Правил жизни» и Forbes Woman «Иногда сложно понять принцип раздачи наград не только в Каннах, а в принципе на фестивалях. В прошлом году в Каннах режиссерский приз взял постановщик «Рецепта любви» Чан Ань Хунг, это французская картина, гран-при выиграла «Анатомия падения», тоже французская. Как будто бы Франция хотела себя побаловать наградами, но на этот раз кажется, что это абсолютно заслуженно. Огромную часть очарования фильма составляет именно его режиссура. Он же, Чан Ань Хунг, соавтор этой истории. То есть понятно, что он написал, представляя, как он будет снимать. Победителя, наверное, не судят, но в целом это очень нестандартный подход к режиссуре. Большое количество экранного времени уделено самому процессу совместной готовки главных героев, но то, как он раскрывает их характеры и через то, что они совместно творят вкусные блюда на кухне, и то, как складываются их отношения, когда они заканчивают работать на кухне и проводят вместе ночи и вечера — мне кажется, такое снимать сложнее всего. В этом нет никакого динамического экшна, это даже напоминает театральную постановку: сидят просто в кадре два человека, общаются, но это выглядит так, что не оторваться».
Любопытный момент, который подмечают кинокритики, заключается в том, что исполнители главных ролей — Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель — когда-то были парой в реальной жизни, у них есть общая дочь. Когда знаешь этот факт из их биографии, это добавляет убедительности их союзу на экране.