Саморазвитие

Зачем учить стихи – только ли для развития памяти их задают в школе

Чтобы память развивать? Нет.

Зачем учить стихи в школе Зачем учить стихи – только ли для развития памяти их задают в школе1

Я успешно прошел все 11 лет школы и выучил немало стихов, которые нам задавали по литературе. Честно – я не задумывался даже, для чего мы их учим. Потому что, ну, в школе трудно найти ответ на вопрос «для чего» – для чего мне все эти тангенсы/катангенсы, ковалентные связи, законы Ома для участков цепи и так далее.

Ответ я получил на третьем курсе филологического института.

Зачем учить стихи – ответ доцента кафедры зарубежной литературы

Я поступил после школы на филологический факультет. Я на тот момент уже работал удаленно, писал в интернет тексты, поэтому решил поступать не на биологию, а на филологию.

Однажды на третьем курсе у нас был семинар по зарубежной литературе. И во время этого семинара как-то случайно совсем зашел разговор о заучивании стихов.

Доцент кафедры зарубежной литературы спросила нас: «Как вы думаете, для чего мы задаем вам учить стихи наизусть? Для чего в школе вам их задавали?»

Мы все молчали.

Мне кажется, все, как и я, не задумывались, «зачем», просто учили и все. Или думали, что «для развития памяти». Но как-то все чувствовали, что это не тот ответ, которого ждет преподаватель.

Она сказала следующее.

Ответ

«Чтобы вы насладились текстом».

Неожиданно, правда?

Преподаватель продолжила свою мысль: «Когда вы читаете стихотворение, вы им не проникаетесь, вы не можете прочувствовать всю его глубину – один раз прочитали, и все, забыли. А когда вы учите, вы много раз повторяете строки в голове и вы проникаетесь текстом, вы совсем по-другому начинаете его чувствовать, обращаете внимание на детали, которых раньше вообще не замечали».

Что я об этом думаю

Она права.

Я тоже к этому заключению пришел не сразу.

Когда мы перешли на второй или третий курс, мы должны были начать проходить Пушкина, Лермонтова и Гоголя. И нам дали задание – за лето прочитать все произведения этих трех «гигантов» русской литературы.

И я помню, как я читал один за другим стихи Пушкина, стихи Лермонтова. Они как-то все «промелькнули» у меня перед глазами. У меня все не получалось «вчитаться», как-то «вникнуть», погрузиться в атмосферу.

Да и вообще я стихи как-то не прямо вот безумно любил. Проза – другое дело.

А потом, уже к концу обучения в вузе, я заметил перемены в себе. Когда я сейчас читаю стихотворение – я в него погружаюсь, вот «окунаюсь с головой» просто. Это как будто навык, которого раньше не было, но который появился, развился.

И знаете что?

Я получаю удовольствие. Огромное удовольствие.

И более того. Я сейчас уже, хотя никто мне стихотворений учить не задает, учу что-нибудь наизусть. Даже не учу, а просто читаю несколько раз и так мне какие-то строки западают в душу, что я их повторяю про себя, и они остаются у меня в памяти.

Я выучил таким образом, например, эти стихотворения:

  1. «Цвет небесный, синий цвет…» (автор – Бараташвили, перевод Пастернака).
  2. «Я не вернусь. И в потёмках…» (Хименес).
  3. «Сегодня у берега нашего бросил…» (Гумилев)
  4. «На траурно-черных волнах ненюфары» (Гумилев) – это не первая строка, но я сначала нашел где-то второе четверостишие и сразу его запомнил. А потом уже доучил стихотворение целиком.
  5. «Песнь о вещем Олеге» (Пушкин).

А если вам стихи не приносят вообще никакой радости?

Вам это знакомо?

Мне тоже.

Например, когда в школе надо было учить басни Крылова. Или – я очень хорошо это помню – какое-то большое стихотворение Сурикова, которое мне ну вообще никак не нравилось, а учить надо было, и это была пытка.

Как тогда быть?

Учить, конечно, надо все равно, если в школе задали.

Но есть, мне кажется, хорошая новость, «свет в конце тоннеля».

Вам может не нравиться сейчас. Но вам понравится потом. Может быть, через много лет.

Или же вот это заучивание просто поможет вам лучше вчитываться в стихи, наслаждаться ими.

Да, вы зазубрите стихотворение, к которому у вас вообще душа не лежит, вам это покажется пустой тратой времени. Но потом вы будете читать другие стихи и будете намного более внимательны к деталям, эти новые стихи станут для вас более «проникновенными» что ли.

Про маленьких детей и родителей

Здесь очень уместно отметить вот что. Представьте себе родителей, которые регулярно читают книги своим детям. Ребенок, может, еще говорить не умеет, ничего не понимает, но родители ему читают. И продолжают читать, когда он подрастет.

Будет ли этот ребенок отличаться от тех, кому книг не читали, кто мультики смотрел с младенчества и до пубертата?

Однозначно.

Вот и с «неприятными стихами» та же самая история. Вы их зубрите, вам кажется, что смысла в этом никакого нет, что только время вы впустую тратите. А на самом деле – вы развиваетесь, мозги свои тренируете.

И если вы регулярно будете это делать, вы через какое-то время заметите результат. Вам будет легче запоминать тексты, воспринимать их, ориентироваться в текстовой информации. Да и память будет работать лучше.

Про Бабайцеву

Мне в вузе рассказывали про Веру Васильевну Бабайцеву – ту самую, которая написала учебник русского языка для 5-9 класса.

Она приехала однажды в наш вуз на научную конференцию. И всех поразило вот что. Она сидела и слушала доклады «сложа руки». У нее не было ни блокнота, ни, конечно же, телефона, ничего. Пустой стол.

Когда докладчик заканчивал свою речь, Бабайцева задавала вопросы.

И поразительно было то, что она как будто помнила доклад от начала и до конца. Она могла даже большие фрагменты из этого доклада цитировать. Без записей, без бумажек или подсказок. Она слушала один раз текст и потом цитировала его.

Каким образом?

Человек всю жизнь работал с текстом. Всю жизнь занимался русским языком. Поэтому ей так легко было воспринимать, анализировать и воспроизводить текстовую информацию.

А зачем вообще «наслаждаться текстом», стихами этими

Действительно, есть же более важные вещи? Медицина там, например, бизнес и пр.

Смотрите, в какой момент обезьяна перестала быть человеком? Когда начала изготавливать орудия труда? Нет. Обезьяны даже современные соображают, что можно достать банан с помощью палки.

А когда же?

Мне кажется, в тот момент, когда наш далекий-далекий предок подошел к пепелищу от костра, взял уголек, вернулся в свою пещеру и нарисовал на стене себя.

А потом – буйвола.

Животные по своей собственной воле не будут рисовать. И сочинять стихов и песен они тоже не будут. Зачем? Это трата времени. Им надо утолять голод, надо размножаться, а искусство/культура – это вообще для них нонсенс какой-то.

Но не для нас с вами.

Искусство – это то, что должно быть в нашей жизни. Мы, люди, жаждем этого. Поэтому мы и пишем стихотворения, рисуем картины, сочиняем музыку. Это то самое «человеческое» или, может быть, «божественное», что в нас есть.

Для чего еще мы учим стихи

Другие цели у заучивания, конечно, тоже есть.

Чувство языка

Когда вы заучиваете наизусть любой текст – не важно, стихи это или проза, вы развиваете свое языковое чутье. Вся эта «зубрежка» на литературе помогает вам, на самом деле, более точно выражать свои мысли, правильнее подбирать для них слова.

Тем более, если вы работаете с текстами разного стиля – например, сначала вы учили отрывок из оды Ломоносова, потом стихотворение Есенина или Блока.

Словарный запас

Чтобы пополнять словарный запас, недостаточно просто читать. Ибо когда мы читаем, то слова просто «пролетают мимо», мы их понимаем, воспринимаем, но самостоятельно не используем, не включаем их в свои высказывания. Результат – они остаются в пассивном словарном запасе, а не в активном.

Чтобы слова переходили в активный словарный запас, надо говорить. Зазубривание стихов подразумевает их регулярное повторение, произнесение вслух или про себя. Оно однозначно помогает «выпихнуть» слова из пассивного запаса в активный.

Умение работать с информацией, которую нельзя представить в виде формул

Что такое литература или история? Это большой объем информации, которую невозможно представить в виде формул. То есть нельзя всю эту информацию как-то «сжать», преобразовать, «сформулировать» в виде a*a = a^2.

А что с ней делать? Ее надо уметь «раскладывать по полочкам» в голове, находить в ней взаимосвязи, расставлять акценты.

Стихотворение – это большой объем информации, который вы целиком стараетесь уложить в голове. При заучивании у вас в мозге формируются нейронные связи, которые помогают «не растерять» это стихотворение и прочитать его потом, на уроке, от начала до конца.

В будущем эти нейронные связи будут вам помогать так же укладывать другую текстовую информацию.

Память

Как вы уже поняли, это не главное, но память при заучивании стихотворений все равно тренируется. И даже очень хорошо.

Моя классная руководительница говорила, что ее мама, которой уже за 80, знает много стихов наизусть и продолжает их учить. Это помогает ей сохранять «ясный ум», не заговариваться, не страдать от потери памяти.

Какие стихи легче всего учить

Статья подходит к концу и я хотел бы в заключении ответить на этот вопрос – а какие стихи учатся легче?

Когда у меня была практика в школе, я задал детям выучить одну из басен Крылова на выбор. Какую они, по вашему мнению, выбрали? Разумеется, самую маленькую.

Так вот этот подход в корне неправильный. Если текст маленький, это не значит, что вам его будет легче учить.

Легко учится то, что вызывает какой-то отклик у вас в душе. Вызывает эмоции. Почему я легко запомнил стихотворения, на которые давал ссылки выше? Потому что я их прочитал и они мне «запали в душу», вызвали много разных эмоций. Результат – мне их почти не пришлось учить, они как будто «сами просились» в мою память.

Так что если есть выбор – выбирайте то, что вызывает у вас чувства. Если вы к тексту совершенно безразличны, его зазубривание будет для вас пыткой. Даже если текст маленький.

Что еще почитать

Несколько полезных материалов, которые вам 100% пригодятся:

  1. Зачем учиться – я рассуждаю в этой статье о том, есть ли смысл вообще что-то изучать и не тратим ли мы время впустую, сидя 11 лет в школе.
  2. Как развить память – советы, техники упражнения от профессионального психолога.
  3. Как пополнить словарный запас – моя статья где я привожу разные способы и даю рекомендации.
  4. Как стать разговорчивым – для зажатых и застенчивых.
  5. Как вести себя в школе – для детей и их родителей тоже.

Недавно я выложил на сайте статью с обзором тренажеров от Викиум. Я специально в этой статье описывал бесплатные программы — такие, на которых можно начать заниматься сразу, и за которые не надо платить. Ни в начале занятий, ни в середине, ни в конце.

Тренажеры ориентированы на разные навыки, но почти все они развивают кратковременную и долговременную память, учат удерживать в голове разные виды информации. Вы можете упражняться на них, например, пока едете в маршрутке. Плюс я вам советую сделать себе «программу тренировок» — с ней интереснее и проще контролировать свой прогресс.

Заключение

Дорогие друзья, мы поговорили о том, зачем учить стихи. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением – нравилось ли вам учить стихотворения в школе, читаете ли вы поэтические произведения сейчас, в зрелом возрасте?

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Как стать открытым человеком: 8 советов, которые реально работают

Как перестать ныть, ворчать и жаловаться: 8 простых советов

Чем отличается цель от задачи – объясняю разницу с примерами

Нарциссизм: что это за феномен и как его распознать

Как научиться рисовать человека: инструкция для начинающих

Как научиться красиво рисовать с нуля — инструкция для новичков

Как найти свой талант: советы профессиональных психологов

Как научиться врать так, чтобы другие вам верили

Что такое тренинг понятным языком и какие бывают тренинги

Как простить родителей: 7 советов психологов, которые точно помогут

Как перестать нервничать: 10 простых и действенных способов

Как бороться с зависимостями – перестаньте быть рабом своих желаний

Ваш комментарий

7 + 3 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее