Образование

Ничем или нечем – как правильно пишется слово и как легко разобраться в правиле

Через «и», если на «ни» не падает ударение. Слитно, если между «ни», «не» и «чем» нет предлога.

Ничем – как правильно пишется Ничем или нечем – как правильно пишется слово и как легко разобраться в правиле1

Слово «ничем» надо писать через «и», если на «ни» не падает ударение. Сравните: «Я ничем не обеспокоен» и «Мне нечем платить». Это слово всегда пишется слитно. Раздельно мы пишем только в том случае, если между «ни» и «чем» есть какой-нибудь предлог: «Я пришел ни с чем», «Мне не с чем есть суп».

Это была формулировка правила, которую вы должны запомнить и применять на письме. Давайте теперь углубимся в него и узнаем о тонкостях, без которых не обойтись в школе.

Когда нужно писать «ничем», а когда «нечем»

Итак, вы уже знаете, что писать это слово надо так, как оно слышится. Если на приставку не падает ударение (и слышится, соответственно, «и»), то надо писать «и». А если ударение падает и слышится «е», то пишем «е».

Вам надо запомнить две вещи. Во-первых, оба этих слова являются отрицательными местоимениями. И «ничем» отрицает, и «нечем» отрицает.

Во-вторых. Даже если после «ни» или «не» появится предлог, это не повлияет на правописание гласной. Вот вам в доказательство четыре примера:

  1. Мне нечем вам помочь.
  2. Мне не с чем идти к царю.
  3. Мой друг ничем не был потревожен в течение дня.
  4. Мой друг ни с чем вернулся домой.

Когда надо писать слитно, а когда раздельно

Если после «не» или «ни» нет предлога, то они пишутся слитно с «чем» и являются приставками. А если предлог есть, то «не» и «ни» сразу отделяются и превращаются в отрицательные частицы:

  1. Я ни перед чем не остановлюсь.
  2. Я ничем не занят.
  3. Вам не с чем пожарить рыбу? Какая жалость.
  4. Вам нечем заправить щи? Досадно.

Исключений из приведенного выше правила нет и быть не может. Все просто и прозрачно.

Как объяснять эту орфограмму на письме

Буквы «ич» в слове «ничем» или «еч» в слове «нечем» надо подчеркнуть одной чертой. А потом рядом в скобках дописать «нет предлога». Приставки ни/не надо выделить как приставки, а «чем» – как корень.

Вот и получится полноценное объяснение. Вы подчеркнули место с орфограммой, ответив на вопрос «что», выделили морфемы – ответили на вопрос «где». Написали в скобках объяснение – ответили на вопрос «почему».

О том, как правильно объяснять орфограммы на уроке русского языка, я уже писал в статье на эту тему – загляните и почитайте. А еще очень вам рекомендую мое видео про орфограмму. Посмотрите.

Что еще надо знать

Слова «ничем» и «нечем» являются полноценными членами предложения. Задавайте к ним вопрос и подчеркивайте соответствующим образом.

Например: «Мне нечем платить» – «Платить (чем?) нечем» – косвенное дополнение. Его можно заменить существительным: деньгами, картой, наличкой.

Другой пример: «Я ничем не обеспокоен» – «Я обеспокоен (чем?) ничем» – косвенное дополнение. Его можно заменить существительными: проблемами, конфликтами, сообщениями и пр.

Полезные материалы по теме

Если вы учитесь в школе и вам предстоит сдавать экзамены или писать ВПР, вот четыре наших подборки по этим темам:

  1. Курсы русского языка.
  2. Лучшие курсы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
  3. Курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку.
  4. Курсы для подготовки к ВПР.

Большая часть курсов, которые я описал в этих статьях, платные. Но я все равно вам советую их посмотреть, потому что абонементы недорогие и в сумме они могут выйти вам намного дешевле, чем индивидуальная работа с репетитором. А результат будет тот же самый.

Еще в подборках есть интересные бесплатные вебинары и мини-курсы для подготовки к экзаменам. Их вам точно не стоит упускать, потому что преподают лучшие учителя России.

Следующая рекомендация. Напишите на этой странице ваш электронный адрес (любой, без разницы на каком почтовом ящике), я вам на него отправлю архив с четырьмя очень хорошими пособиями по русскому. Они были написаны специально для школьников, там все хорошо объяснено. Пособия бесплатные, на вирусы я их проверял лично, всё ок.

И последнее. Мне недавно попался интересный курс – «Идеальный русский». Он стоит 890 рублей, там в комплекте идут теоретические материалы и три программы для отработки практических навыков. Теория мне кажется относительно поверхностной, материалы в пособиях намного лучше, а вот программы очень классные, они хорошо помогают повысить уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Попробуйте.

Заключение

Мы поговорили с вами о том, как пишутся слова «ничем» и «нечем». Надеюсь, у вас получилось понять и запомнить, в каких случаях надо писать слитно, в каких раздельно, когда с «и», а когда с «е» после «н».

Если остались вопросы – пишите их в комментариях. Я обычно проверяю комментарии в течение суток и всегда даю обратную связь.

Спасибо.

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Лишайники – что это за организмы, где они встречаются и можно ли их трогать руками

В продолжение или В продолжении – как правильно пишется слово и как запомнить правило

Назывные предложения – объясняю тему простым языком, учу отличать эти предложения от других односоставных

Как пишется Неприятно – как легко понять и запомнить правило слитного и раздельного написания

Неологизмы – какие это слова и что про них надо знать в школе

Как понять, что такое обобщенно-личные предложения и больше никогда их не путать

Прокариоты и эукариоты – объясняю, кто это, как легко понять разницу и не путаться

Что такое метонимия – даю понятное определение и объясняю функции метонимии

Сослагательное наклонение глагола – объясняю его особенности за 3 минуты

Что такое скорочтение – стоит ли его осваивать и как правильно это делать

Информация – что это такое, какие есть виды информации и что с ней можно делать

Имя прилагательное – что это такое простым языком и что про него надо знать

Ваш комментарий

+ 85 = 94

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее