Человек, который взаимодействует с заказчиком.
Аккаунт-менеджер – это человек, который общается с заказчиком и выясняет, что ему нужно. Затем передает распоряжения заказчика в разные отделы компании, дожидается выполнения работы и снова связывается с заказчиком, чтобы узнать, все ли его устроило.
Четкого определения у этой профессии нет. Ее часто путают с менеджером по продажам, потому что им обоим можно приписать почти одинаковые функции.
Аккаунт-менеджеры очень важны, ибо от них напрямую зависит доход компании.
Этапы работы аккаунт-менеджера
Первый этап – понять проблему заказчика и найти для нее потенциальные решения. Заказчик может прийти в компанию и сказать: «Я хочу построить дом». «А какой? Сколько этажей, из какого материала, с какой системой отопления?» – «Я пока сам не знаю».
Вот здесь аккаунт менеджер и начинает работать. Он должен так провести диалог с потенциальным клиентом, чтобы четко определить, какой нужен дом.
Следующий этап – курирование отделов, которые будут выполнять заказ. Дом начал строиться, но заказчику может быть нужно внести какие-то коррективы или у него могут возникнуть сомнения в чем-то, вопросы. Заказчику обязательно нужен человек, который всегда будет на связи и сможет оперативно решить любые проблемы.
Третий этап – сдача работы. Заказчик должен получить результат, посмотреть его и остаться довольным. Если он чем-то недоволен – надо будет попытаться внести правки. Какие, как и за какие деньги – тоже договаривается аккаунт-менеджер.
После того, как заказ сдан, заказчик остается в клиентской базе компании. Аккаунт-менеджеру важно периодически просматривать эту базу и пытаться что-то еще продать заказчику. Например, если он построил дом, ему будет нужна мебель, обои, разные декоративные штучки и прочее.
Чем эффективнее менеджер сможет подобрать интересный товар для бывшего заказчика, тем ценнее он для бизнеса. Деятельность аккаунт-менеджера на этом этапе получила даже отдельное название – ремаркетинг.
Какие качества должны быть у аккаунт-менеджера
Он должен знать свой продукт. Это самое главное качество. Причем знать его на практике – какие проблемы этот продукт может решить, кому он подходит, а кому не подходит, какой объем продукта необходим каждому отдельному заказчику для решения его проблемы, на что можно заменить один продукт, если он по каким-то причинам не подошел… Этот список можно продолжать бесконечно. Если вы не знаете, что продаете, то никогда не сможете это продать.
Коммуникабельность. Надо уметь общаться с людьми, находить с ними общий язык. Особенно в ситуациях, когда заказчики чем-то недовольны. Или когда надо обзванивать базу уже «холодных» бывших заказчиков и предлагать им дополнительные товары.
Умение анализировать данные. Это особенно важно для информационного бизнеса. Если ваши клиенты – владельцы веб-сайтов или интернет-магазинов, вам обязательно нужно уметь работать с аналитикой – понимать данные Яндекс.Метрики, Гугл-аналитикса, определять, почему посетителей много, а конверсий мало. Короче, придется по полной напрягать мозг.
Умение делать расчеты. Это тоже аналитическая работа в какой-то мере. Надо рассчитывать прибыль компании от привлечения каждого конкретного заказчика, думать над тем, как можно увеличить прибыль без дополнительных вложений или увеличения цен.
Готовность постоянно расти и развиваться. Аккаунт-менеджеры в крупных компаниях должны регулярно читать литературу по бизнес-тематике, посещать семинары и форумы по теме бизнеса, постоянно изучать новые продукты, которые компания выводит на рынок.
Типы аккаунт-менеджеров
По роли, которую они выполняют, выделяется два типа. Первый – люди, которые работают с готовыми клиентами уже после оформления заказа. Например, когда у заказчика возникают какие-то проблемы, вопросы или когда он чем-то недоволен. Эта работа обычно не требует серьезной аналитики и постоянного напряжения мозга. Надо понять, что не так, внести коррективы и убедиться, что все «окей».
Второй тип – аккаунт-менеджеры, которые сами обеспечивают продажи в компании. То есть они обсуждают с потенциальными заказчиками, что им нужно, «будят спящих», постоянно находятся на связи с клиентами и так далее. Это уже работа более многоаспектная и серьезная, оплата за нее в десятки раз выше. Плюс, такие менеджеры могут получать процент от всех оформленных заказов.
По типам клиентов можно выделить еще две группы аккаунт-менеджеров. Первая работает с бизнесом (B2B), другая – с рядовыми покупателями (B2C).
Если ваша компания производит станки для деревообработки, то, скорее всего, ее основная аудитория – компании, которые занимаются этой деревообработкой. А значит суммы заказов будут крупными, партии станков, которые будут покупаться, тоже будут немаленькими.
Правильно договориться с потенциальными заказчиками, чтобы эффективно продавать им станки, должен аккаунт-менеджер. От того, насколько мастерски он сможет это сделать, зависит сумма заказа и, возможно, количество заказов в дальнейшем, если покупателю будут нужные новые станки или комплектующие для них.
Большинство аккаунт-менеджеров работают с B2C-аудиторией. Они продают товары рядовым потребителям. Решил человек сделать отопление у себя дома – обратился в компанию, которая этим отоплением занимается, аккаунт-менеджер с ним поговорил, оформил заказ, проверил, как этот заказ выполнен.
Зарплаты при работе в B2C секторе ниже, потому что суммы заказов и прибыли с них в разы меньше, чем в секторе B2B.
С какими сотрудниками компании работают аккаунт-менеджеры
Почти со всеми. В первую очередь с теми, кто занимается рекламой готовой продукции и настраивает ремаркетинг. Если в компании есть колл-центры, которые первыми отвечают на вопросы потенциальных заказчиков, аккаунт-менеджер будет плотно работать и с ними, чтобы заказчики «не отпадали» еще на этапе первого обсуждения заказа.
Если компания занимается поставками продукции, то аккаунт-менеджер может постоянно контактировать с теми, кто за эту поставку ответственен – следить, чтобы товары доставлялись в срок, а заказчики оставались довольны. Или чтобы вовремя вносить коррективы, если в них возникает необходимость.
Работа аккаунт-менеджеров постоянно курируется либо руководством напрямую, либо топовыми менеджерами.
Как стать аккаунт-менеджером
Самый лучший вариант – пройти онлайн-курсы. Причем нужно будет проходить обучение сразу по нескольким программам.
Касательно обучения могу вам порекомендовать вот что. Сначала посмотрите нашу подборку с курсами по психологии. Там много программ от онлайн-университетов типа Нетологии и Скиллбокса, которые выдают своим выпускникам официальные удостоверения о повышении квалификации. Есть несколько полностью бесплатных программ и воркшопов.
Вторая полезность – курсы по аналитике. Там есть учебные материалы для людей разного уровня подготовки, для менеджеров любого звена и любой сферы деятельности. Если решите работать аккаунт-менеджером в интернете – они вам будут особенно нужны.
Еще вам пригодятся курсы по маркетингу. Необходимо иметь представление о том, как действует система маркетинга, какие бывают клиенты и как правильно работать с каждым из них.
Вот еще подборка общих курсов по бизнесу. Там много разных направлений. Пробегитесь глазами по статье и отберите для себя самое необходимое.
Заключение
Начать карьерный путь в направлении аккаунт-менеджера можно с должности простого менеджера по работе с клиентами. Главное – стараться находить время для личностного роста.
Уважаемые читатели, заинтересовались ли вы профессией аккаунт-менеджера? Хотели ли бы вы попробовать расти и развиваться в этом направлении? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом – работаете ли вы в этой сфере сейчас или только задумываетесь о ней, и ваша текущая должность никак с ней не связана.