Распределение затрат на тот срок, в течение которого они приносят прибыль.
Амортизация – это распределение затрат на то время, в течение которого источник затрат приносит прибыль. Сейчас это объяснение вам кажется сложным и непонятным, ниже я постараюсь передать его более простыми словами.
Пример использования амортизации
Вот смотрите, я копирайтер. Я веду учет доходов и расходов. Я купил ноутбук за 48 000 рублей. Я могу этот расход указать в том месяце, в котором ноутбук был куплен, и тогда в течение одного месяца у меня будет гигантский расход, а в течение остальных месяцев расходов не будет вообще. Ну, кроме оплаты за электричество.
Это не совсем правильно, потому что я ведь работаю на своем ноутбуке. Я его использовал не только в том месяце, когда купил.
Допустим, что срок использования моего ноутбука – 4 года. Через 4 года мне надо будет покупать другой ноутбук.
В течение четырех лет, или 48 месяцев, мой ноутбук будет исправно мне служить и я с его помощью буду зарабатывать на текстах. Если распределить стоимость ноутбука на весь период его использования, то получится 48 000 рублей / 48 месяцев = 1 000 рублей в месяц.
Я как бы трачу по тысяче рублей в месяц в течение 48 месяцев. Вот и получается амортизация.
Как она связана с затратами
Амортизировать можно только капитальные затраты.
Все затраты делятся на две большие категории – операционные и капитальные. Операционные – это такие, которые идут собственно на производство. Например, оплата электричества для моего ноутбука – операционный тип затрат. Чем больше я пишу, тем больше надо электричества.
А вот капитальные затраты не связаны с операционной деятельностью. И с объемом производства тоже. Например, мой ноутбук, который я один раз купил и постоянно использую, – пример капитальной затраты.
Капитальные затраты как раз можно амортизировать – распределить на тот срок, в течение которого они приносят прибыль. Выше я уже «распределил» таким образом стоимость своего ноутбука на срок его службы.
Операционные затраты в принципе невозможно амортизировать. Потому что сегодня я написал две статьи и потратил столько-то киловатт электричества, завтра написал четыре и потратил в 4 раза больше. А послезавтра я напишу одну статью, но буду долго над ней сидеть и потрачу электричества столько же, сколько хватило бы для двух статей. Какое-либо распределение тут делать сложно. Да и незачем.
Как связаны амортизация и EBITDA
Никак. EBITDA – это операционная прибыль. То есть прибыль компании за какой-то период времени минус операционные затраты. В случае с моим копирайтингом это деньги за статьи, которые я получил, минус оплата за электричество.
Из EBITDA впоследствии вычитается амортизация, вычисляются налоги, платежи по кредитам и пр. И получается уже чистая прибыль, которую предприниматель благополучно кладет себе в карман.
Зачем делать амортизацию
Чтобы более правильно вести финансовое планирование. Каждую капитальную затрату надо распределять на то время, в течение которого она действует. То есть на период до того момента, когда нужна будет новая затрата. И на основании этого уже делать выводы о прибыльности и убыточности бизнеса.
Предположим, что я получаю бесплатную электроэнергию и для копирайтинга мне нужен только мой ноутбук. На покупку ноутбука я потратил 48 000 рублей, а копирайтинг мне приносит каждый месяц только 30 000 рублей.
Если прописать всю капитальную затрату в одном месяце, то получится доход в размере 30 тысяч, расход в размере 48 тысяч. Суммарный убыток – 18 тысяч.
Но это неправильно. Правильно будет вычитать стоимость ноутбука из моей прибыли в течение всего времени его работы. И ежемесячная прибыль тогда будет равняться 29 000 рублей в течение 4 лет – всё хорошо, всё процветает, все довольны.
Другое объяснение с примерами можно посмотреть в видео.
Заключение
Я постарался понятным языком рассказать вам о том, что такое амортизация. Справился ли я со своей задачей? Понятно ли вам теперь, как происходит амортизация капитальных затрат и для чего она нужна?
Если у вас есть вопросы по статье, задавайте их в комментариях. Если есть другие финансовые термины, в которых вы хотели бы разобраться – пишите про них тоже.