Деньги, которые компания платит за производство и реализацию товара.
Затраты – это денежная оценка ресурсов для производства. Например, надо мне для пирожков купить муку, масло, начинку – это ресурсы. Общая стоимость этих ресурсов будет моими затратами.
В этой статье я постараюсь вам объяснить, какие бывают затраты и как они фиксируются в финансовой отчетности компании.
Что такое затраты
Суть у этого термина одна – деньги, которые тратятся на ресурсы. Но есть несколько других, давайте их тоже рассмотрим.
Затратами можно назвать все траты компании в денежной форме. На что бы они ни шли – на налоги, зарплаты сотрудникам, аренду помещений, покупку сырья.
Еще есть такое определение: «уменьшение экономических выгод». То есть затраты – это всегда то, что делает бизнес менее доходным. Если бы для пирожков не надо было покупать муку, масло, начинку и прочие «ресурсы» – они бы приносили раза в три больше прибыли. И все бы только и занимались этими пирожками.
Затраты – это то, что приводит к уменьшению капитала, которым владеет компания. Они снижают общую стоимость бизнеса, а их рост приводит к тому, что компания теряет в прибыли и становится менее привлекательной для инвесторов.
Вот как-то так. Разберем теперь типы затрат.
Типы затрат
Я перечислю основные типы и прокомментирую их.
Капитальные и операционные
Операционные затраты нужны для того, чтобы производить товар. Например, мука для пирожков – операционная затрата. Чем больше я хочу печь, тем больше мне надо муки. Операционные затраты напрямую связаны с объемами производства и чем больше объем, тем выше эти затраты.
Капитальные затраты не связаны с объемом производства. Например, купил я духовку и пеку в ней свои пирожки. Я могу в этой духовке испечь 10 пирожков, 100, 1 000 – стоимость духовки от этого не увеличится и не уменьшится.
Капитальные затраты – это когда один раз вложил и всё. Операционные – когда вкладываешь постоянно и конца-краю нету.
Переменные и постоянные
Мне нравится определение переменных затрат, которое дает Википедия. Там сказано, что это затраты, которые исчезнут, если остановится производство. Вот перестали мы делать окрошку – и пропали переменные затраты на огурцы, редиску, квас, сметану и другие ингредиенты.
А постоянные никуда не исчезнут. Если мы снимали специальное помещение, чтобы там делать нашу окрошечку, то за помещение придется в любом случае платить денежку. И не важно, делаем мы там нашу окрошку или нет.
Прямые и косвенные
Прямые напрямую связаны с производством товара. Мука для пирожков, мясо для беляшей, свёкла для борща – прямые затраты.
А вот затраты на повышение квалификации повара – косвенные. Они как бы не связаны напрямую с производством, но и совсем их не учитывать нельзя.
Если компания потратится на повышение моей квалификации, она в расчетах добавит к прямым затратам на товар некий «коэффициент», который позволит ей постепенно отразить в отчетах весь расход на мое «совершенствование».
Производственные и непроизводственные
Было сырье – стало изделие. Всё, что было потрачено на этот процесс – производственные затраты. Всё остальное – непроизводственное.
Например, когда я на рекламном щите вешаю рекламу своих пирожков – это непроизводственная затрата. Потому что как связана эта реклама с превращением теста в пирожки? Никак.
А вот когда я оплачиваю газ в духовке – это производственная затрата. Потому что без этого самого газа тесто пирожками никогда не станет.
В экономической литературе встречаются еще два аналогичных термина – основные затраты и накладные. Основные, соответственно, связаны с производством, а накладные – «накладываются» при реализации продукции, хранении, транспортировке и пр.
Устранимые и неустранимые
Устранимых затрат можно избежать. Неустранимых – нельзя ну вот просто никак. Каждая компания стремится выявлять максимум устранимых затрат и по возможности избавляться от них.
Пример про лесопилку
Мне в этом плане нравится пример с лесопилкой. Я про него читал еще в школе, когда сидел на уроке технологии. Суть вот в чем. Когда на лесопилке специальной пилой распиливают дерево на доски – часть дерева «сыпется» в виде опилок. Так вот. Если все эти опилки собрать в кучу – получится еще одна целая доска.
Это устранимая затрата. Если компания приобретает какой-то уникальный способ для резки, например, лазерную резку, то с каждого ствола будет на одну доску больше. И прибыли будет тоже больше, естественно.
С чем тесно связаны затраты
Давайте разберем несколько экономических категорий, с которыми затраты очень тесно связаны. Я их перечислю и поясню.
Себестоимость
Это все затраты, которые компания понесла ради производства своей продукции, разделенные на количество единиц продукции. Например, потратил я на 50 пирожков 1 000 рублей. Делю тысячу на 50, получаю 20 рублей. Это себестоимость одного пирожка.
Рыночная цена продукции обычно всегда больше себестоимости. Потому что компании надо не только окупить затраты на производство, но и получить прибыль.
Расход
Расходами принято называть затраты в течение какого-то определенного промежутка времени. В финансовой отчетности компании отображаются именно расходы – например, расходы в течение месяца, квартала или года.
Издержки
Это совокупные затраты на всё подряд. На производство, рекламу, хранение и транспортировку. Слово «издержки» по смыслу наиболее тождественно слову «затраты».
Еще немного интересных тонкостей – в видео.
Что значит «амортизировать затраты»
Это значит отразить сумму затрат в отчетности не разом, а постепенно. Амортизировать можно только постоянные, капитальные затраты, которые не связаны с объемом производимых товаров.
Например, вот я купил за 60 000 рублей духовку. На десять лет. Через 10 лет мне будет нужна новая духовка. Пока мне служит первая, я каждый год указываю в отчетах амортизированную капитальную затрату – 6 000 рублей. То есть не сразу вот 60 000 в один год, а постепенно.
Это имеет смысл, потому что капитальные затраты как бы «долгоиграющие». Мы тратим на них деньги один раз, но пользуемся их выгодами в течение какого-то времени. Поэтому идея амортизации – очень логичная.
Прочитайте мою статью про амортизацию, я там объясняю это понятие более подробно.
Как снижать затраты
Есть два основных пути, разберем их.
Менять поставщиков
Надо искать компании, которые будут готовы поставлять вам сырье по более низким ценам. И сотрудничать с ними. Либо договариваться так: «Я покупаю в 10 раз больше сырья, чем мои конкуренты, но вы мне делаете скидку».
Такой подход позволяет снизить себестоимость продукции и начать получать больше прибыли.
Внедрять новые технологии
Надо внедрить такие технологии, которые позволят производить больше продукции, не меняя объем затрат.
Пример про лесопилку – как раз сюда. Внедрили лазерную резку – начали получать на одну доску больше с каждого бревна. Результат – рост прибыли, обгон конкурентов, успех, все лавры у ног.
Менять продукцию
Это самый нежелательный и опасный шаг. Например, покупал я десять лет назад шоколадные сырки. Покупал и покупал. А потом вдруг смотрю – сырок стал на треть тоньше. Причем цена не изменилась почти. Компания решила выпускать больше единиц продукции по той же отпускной цене. Ну и всё, перестал я покупать их сырки.
Другой пример – с шоколадками. Был шоколад с арахисом, который я очень любил. Потом вдруг перестали добавлять арахис, стали добавлять изюм. Снизили себе на сколько-то там процентов затраты.
Ну не люблю я с изюмом! Перестал покупать.
Изменение товара может снизить расходы на его производство, но отпугнет самую целевую аудиторию. То есть тех ценнейших людей, которые вам в наибольшей мере преданны.
Будьте осторожны и не делайте глупостей.
Может ли отпускная цена продукции быть меньше затрат
Да, такое бывает. Как правило, в двух случаях.
Для борьбы с конкурентами
Рокфеллер продавал нефть по цене, которая не позволяла ему окупать расходы на её производство. Он «шёл в минус». Рокфеллер делал это намеренно, чтобы выбить из рынка всех конкурентов и стать монополистом. Когда конкуренты закрывали свои компании, Рокфеллер взвинчивал цены и окупал расходы сполна.
Такая стратегия ведения бизнеса очень рискованная и опасная. Потому что можно не рассчитать свои силы и самому обанкротиться. А еще можно попасть под антимонопольные законы и лишиться бизнеса.
При продаже якорных товаров
Эта стратегия тоже связана с конкурентами, но подход немного другой. Смотрите, вот я продаю пирожки. И мои конкуренты продают пирожки. Люди приходят к нам за пирожками.
Я начинаю продавать пирожки по цене, которая не позволяет окупать затраты. Я выбиваю с рынка всех конкурентов, люди начинают делать покупки только у меня.
Каждому человеку, который ко мне приходит, я предлагаю еще «кофе с собой» с высокой наценкой.
В результате получается следующее. Люди покупают мой якорный товар – пирожки, ради которых они ко мне и пришли. А зарабатываю я не столько на пирожках, сколько на этом самом кофе – на сопутствующем товаре. В результате и люди думают, что они «сэкономили», и я счастлив, потому что кофе мне все окупило.
Овцы целы, волки сыты.
Как затраты отражаются в отчетах
В отчете есть «дебет» и «кредит». «Дебет» – это суммы «приходов», а «кредит» – суммы расходов. Затраты отражаются как раз в колонке кредита.
Это общий ответ на вопрос. Если говорить более детально, то компания периодически выпускает четыре типа отчетов о своей деятельности, где прописывает все затраты и все полученные доходы.
Вот моя статья про финансовую отчетность, посмотрите. Я привожу там примеры консолидированных отчетов Сбербанка и шведской компании Орифлэйм, в этих отчетах вы как раз увидите разные типы затрат.
Заключение
Наша статья о затратах подошла к концу. Сумел ли я вам объяснить, что это такое, чем отличаются разные типы затрат друг от друга?
Дайте, пожалуйста, обратную связь. Легко или тяжело вам было читать этот текст, интересно или скучно?
Предлагайте другие термины, которые хотите разобрать. Я подготовлю по ним статьи.